Безумный Маркс
Фильмы вроде «Воздушного маршала» – то, что принято называть «глупым весельем». Персонажи в них двумерные, через дыры в сценариях может пролететь пассажирский самолёт, а успех или провал фильма ложится целиком и полностью на плечи исполнителя главной роли. Настолько ли хорош человек в главной роли, чтобы мы закрыли глаза на все недостатки? Если этот человек – Лиам Нисон, то ответом будет скорее да, чем нет.
«Воздушный маршал» – фильм, который развалится на части, если задуматься о его событиях хоть на минуту. Но в этом фильме есть суровый Лиам Нисон, и смотреть за тем, как он является суровым – сплошное удовольствие.
По справедливости, нужно признать, что первые две трети фильма, в которых мы знакомимся с нашим шаблонным протагонистом Биллом Марксом (он алкоголик, он разведён, у него дурная репутация среди коллег) и наблюдаем за его игрой в кошки-мышки с таинственным отправителем эсэмэс-угроз, смотрятся с немалым интересом. Нисон хорош даже при наборе сообщений на экране, а на втором плане есть колоритные люди вроде Джулианны Мур, Кори Столла и Мишель Докери. Последней, правда, досталась на редкость неблагодарная роль стюардессы, которая весь фильм ходит с одним и тем же напряжённым лицом.
Однако затем наступает финальная треть, когда маски срываются, а злодей становится известным. И в этот момент, как и самолёт, на котором разворачиваются события, сюжет начинает пикировать. Пытаться разобраться в логике злодейского плана, и уж тем более в его мотивации – дело заведомо проигрышное. К счастью, создатели фильма явно осознают всю глупость развязки и наполняют её рядом моментов, когда Нисон наконец может не бояться массовой паники и стрелять во все стороны. И эти моменты почти компенсируют дефицит интеллекта картины.
В целом следует заметить, что режиссёр Жауме Кольет-Серра более чем достойно справился со съёмками в ограниченном пространстве самолёта, постоянно находя оригинальные углы съёмки, играя с отображением переписки между Марксом и злодеем и снимая немногочисленные экшен-сцены с надлежащей динамикой, но без злоупотребления ручной камерой и избыточным монтажом.
Когда всё сделано и сказано, «Воздушный маршал» остаётся в памяти как вполне неплохой триллер, осознающий свои недостатки и компенсирующий их своим тайным оружием в лице исполнителя главной роли. Проблема лишь в том, что в памяти он остаётся ненадолго.