Летний сериальный сезон ознаменовался очередным громким событием от Netflix: вышел третий сезон «Бриджертонов». При всём скептицизме, с которым можно относиться к популярному сериалу, именно третья глава истории про любовные похождения детей почившего виконта Бриджертона в эпоху Регентства заслуживает особого внимания. Она оказалась наполненной большими смыслами, деталями и социальными заявлениями, в сравнении с предшественниками. В нашем материале остановимся подробнее не только на значимости третьего сезона для сериала, но и на причинах феномена «Бриджертонов».

Что почитать?

Нулевые. В книжных магазинах на полках с надписью «Любовные романы» теснятся книжки в мягких вычурных обложках. Никогда не теряющие своей популярности произведения, которые можно обобщить категорией «женское чтиво», выходили в компактном формате и печатались на дешёвой бумаге. Они привлекали внимание порой глупыми названиями, в которых обязательно было что-то про страсть, желание и любовную любовь, а также возбуждали интерес читательниц полуобнажёнными накачанными мужчинами, державших в объятиях пылких женщин.

Похожих книг не просто неисчислимое множество – целые серии объединяют разных авторов, которые пишут по одной и той же формуле: романтически заинтересованная друг в друге пара проходит через испытания, часто завязанные на закрытости джентльмена и больших ожиданиях дамы. Какими сложными ни были бы их проблемы, читатель точно знает, что на последних тридцати-сорока страницах его ждут жаркие признания в томительных чувствах (оные, оказывается, были всегда или вспыхнули внезапно), подробные любовные сцены и традиционное «долго и счастливо».

Julia Quinn's Best Bridgerton Novels: All Eight Ranked

И да, романы от новичка жанра Джулии Куин не стали исключением. Но постепенно среди этих полок и обложек, которые было трудно различать, её творчество заняло почётное место. Почему? Читательницам нравилось комфортное постоянство: одни и те же герои, та же эпоха и те же правила игры, и, самое главное, каждый раз, хоть и другая, но знакомая клишированная история любви: «от друзей к возлюбленным», «от врагов к возлюбленным» и другие.

Сама Куин признавалась, что никогда не надеялась на киноэкранизацию или телевизионную адаптацию своего творчества. Всё потому, что книги, основанные на исторических романтических фантазиях, обычно никто не рассматривает всерьёз. Исключением всегда были исторические драмы, признанные классикой: произведения Джейн Остин, Луизы Мэй Олкотт и сестёр Бронте.

Однако, как и в историях персонажей Куин, в жизнь писательницы довольно оригинальным образом вмешалась судьба, круто изменив её в одно мгновение.

Шонда Раймс и Джулия Куин

Однажды Куин сидела в кофейне и пыталась написать что-то новое, как вдруг ей позвонил агент и спросил: «Знаешь Шонду Раймс?». Возникает вполне логичный вопрос: почему «Бриджертоны» привлекли внимание этого легендарного шоураннера, работавшей над «Анатомией страсти», «Скандалом», «Как избежать наказания за убийство»? Дело в простой случайности. Легенда гласит, что Раймс была в долгожданном отпуске, но, собираясь на отдых, забыла закинуть в чемодан что-нибудь почитать. В гостинице она увидела книгу из серии «Бриджертонов» и подумала: «Почему бы и нет?». А спустя несколько страниц разглядела огромный потенциал и собрала остальные романы.

История удивительная, но вопрос всё же остается: почему именно «Бриджертоны»? Одного из самых высокооплачиваемых шоураннеров современности увлекли женские персонажи. Тут стоит вспомнить, каких сильных героинь создает Раймс в своих проектах: они добиваются невероятных успехов в традиционно мужских профессиях, решают сложные дилеммы и не нуждаются в спасении, но всё равно отчаянно ищут любовь.

Великие женщины

В «Бриджертонах» есть несколько сильных героинь. И их независимость и смелость, насколько они возможны в условиях эпохи регентства, особенно похвальны.

Глава семейства – вдовствующая виконтесса Вайолет, мать восьмерых молодых Бриджертонов. Формально, по установленному праву наследования, хозяин дома – Энтони, её первенец. Он отлично справляется с ролью помещика и старшего брата для остальных детей. Если рациональность – это Энтони, то душа и сердце дома – Вайолет. Она бережно хранит чувства к ушедшему мужу и боится, что её дети не смогут познать настоящую любовь, какую пережила она сама. Вайолет удаётся поддерживать репутацию и положение семьи на высоком уровне благодаря дипломатическим способностям и умению стирать из памяти общественности любые скандалы, в которые впутываются её дети.

Вторая, но не по важности, женщина мира «Бриджертонов» – королева Шарлотта. Любопытно, что самый главный человек сериального высшего света на самом деле не появлялась в книгах Куин. Тем не менее, жившая и правящая в то же время Шарлотта сыграла важную концептуальную роль для шоу.

Благодаря предположениям историков о происхождении реальной королевы Шарлотты стало возможным придать сериалу ту самую инклюзивность, которая стала его визитной карточкой. Мир «Бриджертонов» допускает теорию, что Англией времён Регентства правит королева, в чьём роду были темнокожие предки. Это позволяет разнообразить высшее общество и сделать его толерантным. В третьем сезоне создатели идут дальше – появляется персонаж в инвалидной коляске, а также глухонемые, общающиеся на языке жестов.

Жаждущая новых сплетен и без стеснения вмешивающаяся в личную жизнь придворных, Шарлотта стала одной из самых ярких героинь сериала. В ней хорошо уживаются сила, строгость и способность сопереживать. Выделяется Шарлотта и внешним видом – от умопомрачительных пёстрых платьев до далёких от истории париков, в которых спрятаны безумные механизмы а-ля Фаберже.

Спин-офф о Шарлотте не заставил себя ждать. Шонда Раймс всегда симпатизировала Шарлотте, но идею об отдельном сериале ей подал генеральный директор Netflix Тед Сарандос. Так, в 2023 году свет увидел 6-серийный приквел «Королева Шарлотта: История Бриджертонов» – о молодых годах Шарлотты. Рейтинги и критика поставили мини-сериал наравне с первым и вторым сезонами основного. В этот раз, кстати, всё произошло наоборот: сначала вышло телешоу, а уже потом Куин в соавторстве с Раймс написала книгу по его мотивам.

Незримый рассказчик

Уже взрослая Королева Шарлотта ведёт невидимую дружбу-соперничество с некой Леди Уислдаун. В сериале Уислдаун не только автор популярных фельетонов, но ещё и рассказчица, комментирующая в острой, но честной манере все тайны и интриги высшего общества. Личность автора долгое время остаётся неизвестной для титулованных семей, но зрители (в отличие от читателей книг Куин) узнают, кто стоит за загадочным обозревателем уже в конце первого сезона.

Автором колонки сплетен оказывается самая кроткая и не имеющая успеха в обществе дебютантка – Пенелопа Фезерингтон, младшая дочь лорда Фезерингтона. Умная и милая пышечка, которая всегда сторонится общения, но близко дружит со своей соседкой Элоизой Бриджертон и заодно тайком влюблена в Колина Бриджертона.

Пенелопа Фезерингтон – ещё одно волевое женское лицо сериала. В различных интервью Шонда Раймс, рассуждая о личности Пенелопы, подчёркивала, что находит в ней много сходств с собой. Раймс заинтересовал персонаж, который идёт наперекор судьбе и начинает зарабатывать деньги любимым делом – писательством. Она борется за независимость, скрывая от близких и друзей своё альтер эго. В своих фельетонах Пенелопа остроумная, мудрая, проницательная и смелая. В жизни же она всегда в тени. Несмотря на кротость, девушка ведёт даже не двойную жизнь (самого известного обозревателя и дочери лорда), а тройную – её успешной карьере и внушительному доходу, который она прячет в полу своей комнаты, не мешают мечты о том, что её все-таки полюбит Колин Бриджертон.

Пенелопа интересна не только как связующее звено между сезонами, ведь всё происходящее подкрепляется её комментариями. Её можно сравнить с Бриджит Джонс: такая же наивная девушка нестандартной красоты, которая одновременно верит в сказки и строит жизнь, перешагивая через невзгоды, обиды и полное отсутствие поддержки. Героиня развивается, взрослеет и обретает голос.

Каждому по сезону

Книжная серия «Бриджертонов» строится так, что Джулия Куин посвящает каждый роман кому-то из восьмерых детей достопочтенной семьи. Из года в год кто-то из дочерей или сыновей ищет настоящую любовь и созревает для брака как раз во время так называемого брачного сезона, начинающегося в марте (прямо как Волдеморт, который терпеливо ждал конца учебного года, чтобы вершить злодеяния).

Такая структура, конечно, весьма удобна для сериала. Новый сезон в соответствии с книгами помещает в центр повествования конкретного главного героя. А с ним / с ней мы уже знакомы по прошлым событиям: ведь семья Бриджертонов практически всегда неразлучна.

Полюбившиеся персонажи, расовое разнообразие героев, пикантные сцены и очарование эпохи, в которую помещены персонажи (и отсюда – большое внимание и огромное количество просмотров), обеспечили в 2021 году Shondaland (производственной компании Шонды Раймс) заказ на продление «Бриджертонов» сразу на третий и четвёртый сезоны.

А вот ещё одна причина зрительской любви к сериалу. Писательница-романтик Куин любит закладывать в истории детали, которые позднее повлияют на сюжет будущих книг. Вот и в самом шоу создатели помещают множество симпатичных моментов, поддерживающих разновременные сюжетные линии.

Для примера. В первом сезоне Вайолет Бриджертон говорит старшему сыну Энтони, что «тюльпаны – символ страсти» и предполагает, что его будущая невеста тоже могла бы любить эти цветы. Уже в конце второго сезона Энтони навещает невесту с букетом тюльпанов (а их историю точно можно назвать вулканом страстей).

Самая поэтичная вещь-метафора – окно Пенелопы, главной героини третьего сезона. Оно для неё не просто выход в мир, но и возможность тайком наблюдать за возлюбленным и тихо страдать по нему. Именно окно решит судьбу Пенелопы. Так, кроткое желание всегда знать, когда её любимый уезжает и приезжает, станет ключом к её сердцу (прямо как знаменитое I am SHERlocked). И у этого самого окна состоится финал истории, который поклонники так долго ждали.

Как я стал самим собой

Если следовать хронологии книг, после историй Дафны и Энтони третий сезон должен был быть посвящён второму по старшинству брату – Бенедикту Бриджертону. Однако свежая телеглава изменила порядок и перескочила сразу к истории третьего сына – Колина.

Так сделали по нескольким причинам. Во-первых, исчерпала себя и требовала серьёзных перемен линия Колина и Пенелопы, которая тянулась с первого сезона. Вряд ли зрители одобрили бы очередной год издевательств над чувствами Пенелопы. Во-вторых, фанаты постоянно спрашивали, когда уже Пенелопа выйдет из тени и будет любимой.

Многочисленные восторженные посты поклонников, видеонарезки и фан-арты о безответной любви Пенелопы к Колину буквально продиктовали дальнейшие действия для создателей – третий сезон должен быть про этих героев. Сложностей, однако, было много: не разочаровать преданных читателей, преобразить главных персонажей и разрешить их проблемы в поисках самих себя.

В семье Бриджертонов четверо братьев, но только один из них знает своё истинное предназначение. Речь о старшем Энтони, унаследовавшем от отца титул виконта. Именно Энтони отвечает за каждого члена большой семьи, а также, что немаловажно, за благосостояние рода.

А вот Бенедикт и Колин не обременены финансовыми и другими обязанностями. Бенедикт пробует себя в искусстве, но быстро разочаровывается и решает просто прожигать жизнь. Колин же сбегает от родных в Европу – таким образом спасается от неопределённости, давления и ожиданий общества.

Единственный человек, с кем Колин может открыто рассуждать о том, что его гложет, – Пенелопа. Если поначалу заграничные путешествия для Колина – возможность по возвращении удивить собеседников интересными байками и наблюдениями, то к началу третьего сезона он приезжает домой более зрелым, раскрепощённым и харизматичным мужчиной.

Ключ к пониманию возникших перемен в Колине – не очень примечательная сцена в начале нового сезона. В ней молодой человек гуляет по рынку вместе с Пенелопой и, как и обещал, делится секретами шарма, которые должны помочь ей найти мужа. Он говорит: «Знаешь, что я понял за границей? Никто меня не знает. Не знает, каким я должен быть. Я мог не быть Колином Бриджертоном, которого знает высший свет. Так я стал самим собой». Он смог подавить страх быть отвергнутым, страх не оправдать чужих ожиданий и не соответствовать его образу, который создали окружающие. Теперь он хочет помочь Пенелопе справиться с тем же.

История Пенелопы и Колина вышла неким перевёртышем того, что было между ними ранее. В первых двух сезонах зритель сопереживал нелепо одетой девушке с хорошим чувством юмора, которая на всех светских мероприятиях только и искала встреч с обаятельным молодым человеком. Он же видел в ней лишь хорошую собеседницу и остроумную подругу сестры. В третьем сезоне Колин обнаруживает к ней глубокие чувства и теперь сам находится в роли воздыхателя, который всюду следует за ней.

Она – это всё, а он просто Колин

Сериал с самого начала хорошо работал на переворачивании стереотипов, но в третьем сезоне это стало ещё масштабнее. Несмотря на то, что правила мира и эпохи, в которых живут персонажи, не могут радикально меняться, одаривая женщин безграничными правами, есть «лазейки», которыми те пользуются, чтобы заявить о себе.

Модистка Женевьева Делакруа имеет собственный бизнес, что даёт ей возможность выбирать, какой будет её жизнь, с кем она будет встречаться и будет ли чьей-то женой. По схожему пути пытается пойти и Пенелопа, но властная мама и положение семьи в обществе связывают ей руки. Тем не менее, она находит силы на юношеский бунт и становится самым читаемым автором в Мэйфере. Это не мешает ей быть девушкой с классическим набором сомнений и комплексов, ну и безнадёжно влюбиться в соседского парня. И когда она практически теряет веру во взаимность от Колина, он… начинает её замечать.

Тут создатели делают удивительное: они смещают угол наблюдения за историей любви. В первой части сезона есть сцена, которая подсказывает, что это чьё-то сновидение. Любовное настроение, которое в нём царит – ночь, сад, огни факелов и дымка тумана, летний ветерок, разлетающиеся платье и плащ, сентиментальное признание и украденный поцелуй – всё будто бы говорит о том, что перед зрителем плод мучительных переживаний Пенелопы. Но внезапно от этих грёз пробуждается именно Колин. Тот так сильно увлёкся обучением урокам привлекательности, что влюбился в своё творение – в новую Пенелопу.

Этот обман ожиданий запускает ряд событий, когда мы следуем в такт беспокойному сердцу мужчины, а не женщины. Он ищет, высматривает, пытается защитить, ревнует и, самое главное, – решается и открывает свои чувства. Но начиная с признания в любви, Колин перестаёт быть интересным создателям сериала.

Во второй половине сезона Колина катастрофически мало, и создаётся впечатление, что он во всех сценах – «украшение коллектива» (и это тоже перевёртыш, скорее всего). Лучше всего ему подходит описание от Джоуи Триббиани из «Друзей», когда тот пытался сочинить сценарий: «Входит красивый мужчина. Он что-то подозревает». Сколько бы Колин ни старался стать частью истории своей любимой Пенелопы, есть ощущение, что он в ней немного Кен. А чтобы такого Колина-Кена было kenough (ну или «достаточно») создатели ему между делом разрешают стать писателем, и на этом в принципе его развитие заканчивается.

Во второй части третьего сезона мы снова фокусируемся на Пенелопе. Стоит отметить, что если Колин поменялся внешне и стал излучать уверенность изнутри, то Пенелопу тоже не обошли стороной. В прошлых сезонах это была девочка в забавных жёлтых платьях, иногда с комичными бантиками в волосах. Теперь же мы (как и сам Колин) видим женщину, которая (с переменным успехом) себе нравится, не боится показать себя.

Интересно, что в этом сезоне макияж и наряды главной героини отличаются от того, что зритель видел ранее. Например, для своего первого выхода в новом роковом образе Пенелопа облачается в броское изумрудное платье, а в макияже присутствуют накладные ресницы, яркие тени и длинные ногти, нетипичные для сериала в целом. Так её изменения подчеркиваются ещё гуще.

Если же отойти от визуальных акцентов, становится очевидно, что Пенелопа была сильной и независимой всегда, хоть и не понимала этого. Она сама признаётся Колину, что её нужно не спасать, а просто быть рядом. Так, пара сезона – не просто двое влюблённых до безумия человека, но и два одиночества, которые долго шли сначала к себе, а потом и друг к другу.

Эффект «Бриджертонов»

Сериал Netflix уже не первый год доказывает, что представляет из себя настоящее событие. Выход очередного сезона сопровождается большой волной обсуждения в обществе. Как и «Барби» в прошлом году, в этом «Бриджертоны» тоже создают тренды. Поклонники хотят погрузиться в нарочито солнечный мир шоу: скупают сувенирную продукцию, устраивают тематические чаепития, переслушивают инструментальные кавер-версии знаменитых хитов (что тоже отличная находка сериала), снова и снова пересматривают эпизоды и говорят об интимных сценах.

Если сравнивать эффект «Барби» и эффект «Бриджертонов», то это розовый мир против цветочного. Интересно, что между двумя проектами есть ещё одно сходство – неожиданное вовлечение в просмотр мужской аудитории. Помните шутки про то, как мужчины скупали билеты на все сеансы «Барби», чтобы посмотреть на «самих себя», то есть на Райана Гослинга? Сейчас же мужчины, если верить многочисленным тик-токам и мемам, поначалу смотрели сериал со своими девушками и жёнами просто из любопытства, а потом и сами втянулись.

Сложно сказать, будут ли «Бриджертоны» выглядеть так же оригинально и не потеряют ли своей ценности через десятилетия, но важно, какие смыслы и переживания они транслируют для зрителя сейчас. Находить своё истинное «я», отстаивать право на то, чтобы делать выбор и отделять себя от предубеждений окружающих – вот главное, в чём так притягательны и созвучны нам герои сериала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here