1984 год. Баскетбольное подразделение корпорации Nike из-за низких продаж находится на грани закрытия. Перед скаутом Сонни Ваккаро стоит архисложная задача: в условиях жёсткой конкуренции он должен найти молодых игроков, которые будут новыми лицами бренда и помогут компании выйти из пике.
Фильм Бена Эффлека можно назвать экранизацией истории одной сделки. Ведь в основе постановки – далеко не самое примечательное для обывателя, но по-настоящему революционное для профессионалов из мира спорта событие. Не эпопея становления империи Nike, а укладывающаяся в несколько лаконичных предложений соглашение Майкла Джордана и знаменитой американской транснациональной компании.
Да, в картине фигурирует персона знаменитого баскетболиста, но в кадре он фактически так и не появится. Зато мы познакомимся с другой заметной фигурой – Сонни Ваккаро в исполнении закадычного друга Эффлека Мэтта Дэймона.
Персонаж был значительно переработан для фильма. Кроме того, авторы пожертвовали исторической точностью, чтобы подвести идеи картины к основным постулатам пресловутой американской мечты.
И во многом это у них получилось. Целеустремлённый Ваккаро и предпочитающий аляповатые яркие спортивные костюмы харизматичный сооснователь Nike Фил Найт, которого играет не менее харизматичный Эффлек, планомерно идут к успеху.
Локомотивом здесь выступает Ваккаро, а Найт, не давая своему подчинённому отправиться уж совсем самоубийственными тропами, выступает в роли направляющего, этакого рассеянного сенсея. Именно персонаж Эффлека решает, выделять ли деньги на инициативы Сонни.
В этом непростом деле им помогают менеджеры компании: вечно сомневающийся Роб Штрассер (Джейсон Бейтман) и весельчак Ховард Уайт (Крис Такер). Последний был включён в фильм по настоятельной просьбе самого Джордана, которого с Уайтом связывает многолетняя дружба.
Однако триумф авантюрного предприятия Сонни отнюдь не предопределён. На пути к успеху его и Nike в соответствии с законами жанра непременно подстерегут трудности. Это и хитроумный агент Джордана Дэвид Фальк (Крис Мессина), и волевая мать будущей звезды Делорис, и представители конкурирующих компаний Adidas и Converse. Последние представлены в истории схематично.
Напротив, образ Делорис притягивает внимание. Его воплотила непревзойдённая Виола Дэвис, звезда «Прислуги», «Оград», «Королевы-воина» и других лент. В фильме Эффлека актриса получила не слишком много экранного времени, но каждое её появление в кадре особо запоминается – Делорис преисполнена чувства собственного достоинства, но при этом неизменно уважительно относится к другим, умна и настойчива, умеет держаться на публике, вести переговоры, женственна и прекрасна.
Мать Джордана походит на святую, но в сценах с её участием лента не скатывается в карикатурность благодаря вкрадчивой игре Дэймона. Его персонаж центральный в истории.
На первый взгляд Сонни кажется невзрачным, но стоит только присмотреться чуть пристальнее, как перед нами оказывается глубоко порядочный, эмпатичный человек, для которого сделка – последний шанс в карьере. Погрузневший актёр отлично чувствует себя в амплуа непонятого художника-изобретателя – ничего ему не говорите, он так видит.
«Большой прыжок» – кино диалоговое. Именно словесные перепалки и перманентные риски, на которые идёт прижатый к стенке Ваккаро, держат напряжение до самого финала. А уместный юмор и талантливо вшитые в полотно повествования отсылки к культурно-спортивным событиям прошлого и будущего не дают скатиться в нравоучительный пафос.
Нельзя не отметить стилистическую схожесть картины с сериалом «Время побеждать: Расцвет династии Лейкерс». Обе постановки отличаются рваным монтажом, зернистой картинкой и общим ироничным тоном повествования.
А ретроспективный саундтрек, включающий в себя хиты Violent Femmes «Blister In the Sun», The Clash «Rock the Casbah», Брюса Спрингстина «Born in the U.S.A.» и другие, благодаря ассоциативному ряду задаёт ностальгическое настроение даже для тех, кто никогда не жил в Соединённых Штатах.
«Air: Большой прыжок» – это захватывающая история уникального успеха, которая будет интересна не только любителям баскетбола, сникерхедам и ценителям традиционной фабулы об американской мечте, но и рядовому зрителю.