Крик души
Ещё с самого раннего детства Дзюн Нарусэ была мечтательным, болтливым и непосредственным ребёнком. Увидев, как отец с неизвестной женщиной выезжает из отеля, похожего на замок, Дзюн решила, что он выглядит как настоящий принц и побежала рассказать об этом маме. В отличие от дочери, женщина сразу поняла, в чём тут дело и прогнала супруга-изменщика.
После того, как отец, уходя, обвинил дочь в распаде семьи, Дзюн решила себя наказать: она представила, что её проклял дух в форме яйца и запретил говорить, поскольку её слова ранят людей. С тех пор при любой попытке издать хоть один звук она испытывает сильные боли в животе, но внезапно понимает, что спазмы отступают, когда она начинает петь. И однажды Дзюн придётся окончательно разрушить скорлупу своего проклятия, поскольку классный руководитель желает поставить школьный мюзикл и хочет, чтобы молчаливая девочка приняла в нём участие.
Создательница красивейшей и очень печальной анимационной притчи «Укрась прощальное утро цветами обещания» Мари Окада знакома с трудностями социализации не понаслышке – в школе над девочкой жестоко издевались одноклассники и потому она перестала ходить на занятия, превратившись в классическую хикикомори. Из-за высокого уровня тревожности никто не верил, что девушка вообще сможет выжить в реальном мире, к тому же она не могла обрести покой даже дома.
Мари воспитывала мать-одиночка, которой никак не удавалось смириться с проблемами дочери и поэтому она постоянно срывалась на ней, а однажды так и вовсе впала в истерику и напала на ребёнка с ножом. Так у Мари, помимо тревожного расстройства, неуверенности в себе и социофобии, возник новый комплекс – чувство вины за своё поведение и его влияние на чувства других.
Однако в дальнейшем её спас талант к сочинительству, что позволило девушке отобразить собственные проблемы в виде сценариев к различным аниме-проектам, в списке которых находится одна из самых личных для Мари (и потому лучших) картин – анимационная драма «Сердце хочет кричать».
Как ни странно, но поначалу Окада не хотела привносить много личного в этот проект, поскольку помнила, насколько болезненным оказался для неё предыдущий опыт работы с режиссёром Тацуюки Нагаи, когда они вместе трудились над аниме «Невиданный цветок». Сценаристке тогда была дана полная свобода и она во многом задействовала собственный негативный опыт при создании персонажей, однако не желала, чтобы герои напоминали её саму.
Особенно сильно она противилась тому, чтобы местом действия оказался её родной город Чичибу, что в префектуре Сайтама. Мари в детстве возненавидела это место и мечтала, что непременно покинет город, когда вырастет, но со временем смягчила к нему отношение (этот конфликт найдёт отображение в последней на сегодняшний день совместной работе Окады и Нагаи, аниме «Она видела небо»). В итоге она согласилась с использованием данной локации, поскольку это придавало повествованию сильные личностные нотки.
Как человек, вырванный из окружающего мира и с головой погружённый в мир собственный, Мари тем не менее кажется очень чуткой и внимательной сценаристкой, цепко ухватывающей и подмечающей важные детали в развитии сложных подростковых характеров. Именно поэтому все герои «Сердца» кажутся такими живыми и настоящими, каждый из них обладает индивидуальностью, своими плюсами и минусами, включая неумение высказать вслух всё, что лежит на сердце тяжким грузом.
Ещё в школе Мари получила совет «не пытайся казаться той, кем ты не являешься» и потому сохранение собственной уникальности, как и преодоление страха быть белой вороной, так ощутимо звучит в созданных ею персонажах. Глядя на сюжеты Окады, становится понятно, почему японские аниме-драмы оказывают воздействие порой гораздо более сильное, нежели иные художественные фильмы – настолько пластичным и символичным способен стать язык анимации, помноженный на типично азиатскую тонкость и идеально смоделированную конфликтную ситуацию.
В «Сердце хочет кричать» ни одна из проблем не разрешается сказочным или фантастическим образом. Сценарное изящество и глубокий взгляд на людей, с которыми у неё не сложилось полноценное общение, позволили Окаде превратить драматичную историю Дзюн в плавное течение причинно-следственной цепи событий, выстроенных достоверно и очень трогательно. Конфликты и пути их решения следуют согласно логике и здравому смыслу, а ключ к собственному спасению находится только в руках самих героев, что наиболее важно для центрального посыла всей картины.
Приятно осознавать, что трудное детство и юность Мари нисколько её не озлобили и потому в кадре мы не увидим никакой жестокости одноклассников, как и не будем сталкиваться с темой травли, как это было в аниме «Форма голоса» (2018). Даже сложные отношения с матерью здесь выписаны в очень деликатном и трогательном виде, поскольку Окада не представила родительницу домашним тираном.
Испытывавшая чувство вины из-за собственной несостоятельности и поведенческих проблем, Мари изобразила её женщиной, которая осталась одна с дочерью на руках и в силу большого количества житейских трудностей не сумела достучаться до своего ребёнка. Лишь в самом финале, став свидетельницей колоссальной работы Дзюн над самой собой, она наконец смогла осознать, какой тяжкий груз лежал у дочери на душе все эти годы.
Что же касается самой Дзюн, то в её лице сценаристка не просто обрисовала свой путь, ведущий из тьмы к свету. Эта героиня стала настоящим посланием всем неуверенным и отчаявшимся людям, которые считают, что самоистязание или добровольная изоляция способны избавить их от всех неприятностей. Поскольку Дзюн прежде всего наказывает себя сама, ей предстоит шаг за шагом проработать всю свою робость и недоверие, осознать, насколько строго она к себе относилась и, чтобы справиться с жизненными препятствиями, она должна понять, что нужно не бояться набивать шишки. Также для закрепления пройденного девушке даётся последнее испытание – выдержать разочарование от безответной любви, с достоинством пройдя которое она сможет легко идти по жизни дальше.
Ни Окада, ни Нагаи при этом не пытаются сделать из своей работы шедевр, но это им и не нужно. Возможно, картину стоит упрекнуть в недостатке по-настоящему оригинальных сюжетных ходов, но поставленную перед собой задачу «Сердце хочет кричать» выполняет. Это не просто психологический мануал по работе над собственными комплексами, это ещё и понятное всем возрастам сказание о дружбе, внимательном и чутком отношении друг к другу, взрослении, первой любви и прощании с наивностью.
Добавьте к этому превосходную анимацию, радующую глаз закатным солнцем, теплом домашнего уюта и тихими вечерними улочками, далёкими от шумных и суетливых мегаполисов, а также прекрасный финал, в котором отлично обыграна и перефразирована знаменитая песня из «Волшебника страны Оз» «Over the Rainbow». И не забывайте: настоящие волшебники это вы сами, поскольку каждый из нас способен творить подлинные чудеса, даже не подозревая об этом. Ведь секрет волшебства прост: нужно лишь обладать добрым сердцем, стремиться вперёд, любить жизнь и людей рядом, особенно тех, кто всегда готов протянуть руку помощи.