Невыносимая легкость бытия

Молодая студентка киношколы Вон-чжу скучает в прибрежном городке и от нечего делать сочиняет сценарий. Он представляет собой три истории, объединённые общим местом действия и похожими героями, но помещёнными в разные обстоятельства.

Центральным персонажем становится француженка Анна, приехавшая в Южную Корею. В первой истории Анна навещает своего друга-режиссёра и его ревнивую беременную жену, во второй она уже становится женой руководителя автомобильной компании, которая приехала к любовнику, а в третьей Анну бросает муж ради молодой корейской секретарши и в тихий морской городок она прибывает на поиски покоя. Также эти истории объединяются флиртом Анны с симпатичным молодым спасателем с местного пляжа и поисками женщиной загадочного маленького маяка – единственной местной достопримечательности.

Корейского режиссёра Хон Сан-су давно любят киноэстеты и жюри престижных мировых фестивалей, однако у многих зрителей его работы вызывают недоумение. Дело в том, что постановщик обожает крайнюю степень минимализма – начиная от реплик и характеров и заканчивая визуальным рядом. Как правило, его картины построены в форме отстранённого, статичного наблюдения за несколькими людьми, которые ведут задушевные беседы с непременной бутылкой соджу или прогуливаются по улицам, паркам и пляжам, задумчиво глядя куда-то за горизонт. Некоторые работы Хон Сан-су смотреть и правда тяжеловато, но случается так, что меланхоличный настрой режиссёра очень подходит к заданным сценарием событиям и настраивает на релаксационную волну, когда хочется расслабиться вместе с персонажами и поддаться общей созерцательности.

Именно в этой очаровывающей, расслабляющей лёгкости и заключена вся прелесть «В другой стране». Название здесь означает смену географии не только для героини Изабель Юппер, но и прежде всего для самого режиссёра, в чьём почерке ещё больше зазвучал европейский привкус.

В другой стране

Очень часто при смене языка многие постановщики (как правило, восточные) сталкиваются с определёнными «трудностями перевода»: слишком много нюансов уходит с появлением западных актёров и внедрения чужой среды. Однако в данном случае с Хон Сан-су этого не произошло: будучи поклонником Эрика Ромера, он рисует практически каждый кадр его почерком, отчего картина приобретает изящно-чувственный европейский оттенок и при этом нисколько не теряет типично азиатской тонкости и почти буддистского дзена.

Хон Сан-су ловко уводит зрителя в сторону от желания узнать, чем же закончится каждая из рассказываемых историй. И если с самого начала ждать необычной развязки или раскрытия характеров с иных сторон, то «В другой стране» не вызовет ничего кроме скуки и непонимания. Однако постановщик виртуозно играет с нарративом, когда поиски сопоставлений, разности трактовок, сюжетных перекличек всех новелл друг с другом и прочих взаимосвязанных аллюзий должны вызывать у зрителя куда больший интерес, нежели сами рассказанные истории.

В другой стране

Но прежде всего картина работает как удачное высказывание о разности европейского и западного менталитетов. Наиболее показателен в этом плане визит Анны к мудрому монаху, у которого она хочет узнать ответы на многие глобальные вопросы. Здесь заключён один немаловажный факт: монаха играет философ Ким Ён-ок по прозвищу Каменная голова.

Ким полиглот, доктор восточной медицины, драматург и почетный профессор Университета Чунг-Анг. Хотя его философские теории не слишком принимались как восточными, так и западными коллегами, Ким Ён-ок утверждал, что его идея, основанная на применении энергии Ци, революционна и помогает преодолеть слишком узкий взгляд на мир, сформированный из-за внутренних ограничений западных философских традиций. Поэтому неудивительно, что на вполне стандартный экзистенциальный вопрос Анны о смысле жизни, ответ монаха будет предсказуемо прост и сложен одновременно: смысла нет.

В другой стране

Именно эта акцентированная иллюзорность смыслов и должна направить зрителя по иному пути, заставить отказаться искать во всём железную логику и просто отпустить себя, прочувствовать воздушную атмосферу летнего побережья, житейской беззаботности и не задумываться о целях собственного предназначения.

Конечно, особую роль в формирование настроения внесла Изабель Юппер. Хотя актрису с её выдающимися драматическими талантами, выраженными в сдержанной технике, было бы крайне несправедливо называть королевой перверсий, в Европе она действительно сыграла немало женщин со странностями. Поэтому, когда в 2011 году Юппер приехала в Южную Корею, чтобы встретиться с такими прославленными постановщиками как Пак Чан-ук, Ли Чан-дон и Пон Чжун-хо, актриса тут же ответила согласием на случайную реплику Хон Сан-су, которую тот бросил в ресторане: «Я собираюсь снимать новый фильм, но по нему ещё ничего не решено. Вы хотите в нём участвовать?».

В другой стране

Сам режиссёр нисколько не пожалел о своем решении и впоследствии признавал, что «В другой стране» вышел именно таким, как и задумывался лишь благодаря участию французской звезды. Долгие годы сохраняющая амплуа холодной интеллектуалки, Юппер здесь самым очевидным образом получает удовольствие, перевоплощаясь в легкомысленную дурочку, которая просто гуляет по незнакомым местам и взаимодействует с новыми знакомыми. Казалось бы, играть совершенно нечего, но от Изабель невозможно оторвать глаз даже в бытовых эпизодах – каждый её взгляд, жест, язык тела или манера общения словно пропитаны скрытыми смыслами, из-за чего наблюдать за ней всё время интересно.

Конечно, «В другой стране» представляет из себя классическое артхаусное кино «не для всех». Но его общая необязательность и нарочитое легкомыслие призваны не просто расширить границы восприятия искусства, которые многие зрители, увы, часто сужают, руководствуясь личными ограничительными рамками и понятиями. Главным здесь становится именно та восточная мудрость, которая не призывает открывать новые горизонты или задавать сложные вопросы, а всего лишь мягко подталкивает к осознанию факта, что не всё в нашей жизни нужно анализировать. Достаточно просто ощутить кожей тёплый воздух, завести новые знакомства и освоить новые языки, пройтись босиком по пляжу или просто полюбоваться самым простым маяком где-то на горизонте. И совершенно неважно, что прелести этой медитации не поймёт больше никто – главное, что вы получили от неё удовольствие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here