Перед небытием
Преподаватель актёрского мастерства Бенжамен слышит от врача настоящий приговор: у него рак поджелудочной железы в терминальной стадии и жить ему осталось всего пару месяцев. Подготавливающий учеников к поступлению в консерваторию, Бенжамен поначалу отказывается верить в собственный скорый уход, как и его мать Кристаль. Однако прогрессирующая болезнь диктует свои правила и поэтому герою не остается ничего, кроме как пройти все стадии осознания неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие.
Хотя смерть – такое же естественное течение событий, как и сама жизнь, наверняка мало кто не испытывал страха перед ней. Как правило, создавать фильмы на такую интимную тему достаточно сложно, поскольку сладкие мелодрамы про «сбычу заветных мечт напоследок» смотреть противно, а сугубо реалистичные трагедии – тяжело.
Однако актриса Эмманюэль Берко, уже работавшая в качестве режиссёра и с Бенуа Мажимелем («Молодая кровь»), и с Катрин Денёв («За сигаретами»), постаралась максимально деликатно взглянуть на трудный вопрос принятия собственной кончины и разбавить тягостный нарратив печальной лирикой.
Возможно, кто-то скажет, что история Бенжамена полна клише, но здесь можно поспорить. По большому счёту, наша жизнь сама являет собой набор поведенческих штампов, и мотив важности наследия, воспоминаний, которых ты оставляешь в сердцах близких, не только очень важен, но и являет собой тот единственный светлый луч, который способен скрасить прощание с земным миром.
Особенно хорошо Берко проявляет себя как режиссёр в эпизодах, требующих психологической и смысловой тонкости. Например, сцены с репетициями Бенжамена, на которых он учит ребят проявлять чувства при прощании с любимым человеком без всяких слов, поставлены превосходно: они построены на пластике тел и экспрессивности мимики.
Режиссёр не смакует страдания, не прибегает к пошлой физиологии, не стремится выжать слезу из наиболее чувствительной части аудитории. Она лишь запечатлевает простые истины: смерть – неизбежна, память – бессмертна, отношения с близкими – важны, а окружающий мир – незыблем, и с уходом каждого из нас в нём ничего не изменится.
Прожить эти горестные чувства в течение двух часов, не забывая о том, что создание фильма и так было омрачено ухудшением здоровья Катрин Денёв (актриса перенесла во время съёмок инсульт), захочет не каждый – здесь нет элементов развлекательности или сладкого утешительного мелодраматизма.
Однако «После меня» стоит увидеть хотя бы ради великолепной актёрской работы Бенуа Мажимеля (абсолютно справедливо удостоенного премии «Сезар»). Также фильм позволяет проникнуться ощущением общей человечности и сострадания, переданного посредством многочисленных второстепенных персонажей (особенно ярко Берко выделяет режиссёрским маркером исключительную важность врачебной эмпатии, без которой профессия медика невозможна), и даже постичь дзен.
Главное – не стоит ждать от картины откровений, компромиссных воссоединений с родственниками с примирениями на камеру. У Берко была совсем другая задача – перед лицом неизбежного заставить главного героя переосмыслить себя и снять такое кино, которое будет восприниматься как тёплая, успокаивающая рука, лёгким, материнским прикосновением снимающая страшную боль и отводящая любые страхи.