Сказка о потерянной молодости
Ресторатору Стефану (Ален Шаба) за шестьдесят. Он разведён, поддерживает отношения с двумя сыновьями и ведёт в целом размеренный образ жизни. Когда через социальную сеть мужчина завязывает общение с живущей в Сеуле женщиной Су (Пэ Ду-на), он начинает понимать: ему чего-то остро не хватает.
«Новизна», «Босиком по мостовой», «Домик у моря», «Элизабеттаун». Что будет, если объединить эти фильмы в один? С одной стороны, сложно представить, как сочетались бы в рамках одной повествовательной линии любвеобильный Мартин, сумасбродная Лайла, задумчивый Ын Чжу и потерявший интерес к жизни Дрю. Но, с другой, если разбавить историю обаянием комедийного французского актёра Алена Шабы (Юлий Цезарь из сиквела «Астерикса и Обеликса»), режиссёрским опытом Эрика Лартиго («Как жениться и остаться холостым», «Семейство Белье») и удачей, то вполне могла бы получиться неплохая мелодрама с философским подтекстом.
Именно это и произошло с «#Яздесь» – картиной о меланхоличном баскском поваре, не жалующемся на недостаток друзей, но бесконечно одиноком и забывшем, что такое любовь. Его ничего не значащая интрижка со временем перерастает в фундаментальное исследование собственного «я». Согласитесь, не совсем обычная тема для комедийной постановки.
Впрочем, сценарий далёк от идеального. Ленте немного не достаёт законченности – мы получаем ответы не на все вопросы. В частности, немного скомканными оказываются романтические линии сыновей Стефана – Лудо (Жуль Саго) и Давида (Илиан Бергала), – а также предыстория главного героя. Непростым взаимоотношениям Стефана с бывшей супругой и ближайшим окружением уделяется не слишком много времени.
Вместе с тем наблюдать за действиями Стефана крайне интересно. Поиски своего места в огромном мире – необыкновенно сложная задача. Лартиго решает её, нарочито используя шутливый тон, привнося в фильм беззаботное настроение. Протагонист ни на минуту не теряет бодрое расположение духа, не разменивается на мелочи, во всём находит свои плюсы. Хотя, вопреки распространённому идиоматическому выражению, как раз в деталях и заключается счастье. Звучит банально, но в безбрежном небе над головой, благоухающих садах Сеула, большом шумном аэропорте, длинных оживлённых улочках, висящем над домами полумесяце можно найти источники вдохновения.
Сам Шаба тут предельно органичен и впечатляющ. Ведущий актёр вкладывает в своего персонажа элегическую поэзию, добрый юмор, а также исключительное обаяние повидавшего в жизни много и хорошего, и плохого мужчины. Стефан совершает поступок, который для человека его статуса и возраста можно приравнять с первой экспедицией Христофора Колумба в Новый Свет: имея всё, о чём только можно мечтать, он тем не менее отправляется в неизвестность. Что он там ищет? Потерянную молодость, новую любовь, свежие впечатления, умиротворение, самого себя или, может быть, всё сразу?
Отчаянный вояж Стефана – в широком смысле отнюдь не сумасшествие. Всё зависит от того, что в современном обществе считать нормой, а что – отклонением от неё. Глобализация и бурное развитие информационных технологий оказали значительное влияние на человека XXI века. Несмотря на открывшиеся возможности в области коммуникации, отчуждение между людьми в последнее время заметно возросло. Фильм Эрика Лартиго – в том числе и об этом.