И тебя вылечат
В XXI веке технологии так стремительно развиваются, что скоро можно будет снимать кино чуть ли не на дверной глазок. Так что неудивительно, что камера мобильного телефона всё чаще осваивается кинематографистами в качестве основного инструмента при съёмках того или иного фильма (достаточно вспомнить Пак Чхан-ука и его «Ночную рыбалку»). Не остался в стороне и режиссёр Стивен Содерберг, который в последнее время всячески старается найти новый подход к жанру медицинского триллера. Результатом его последних трудов стала картина «Не в себе», полностью снятая на «Айфон».
Главная героиня, девушка с необычным именем Сойер Валентини, испытывает психологические трудности. Когда-то она познакомилась с неким Дэвидом Страйном, который начал её преследовать. Ни многочисленные обращения в полицию, ни смена места жительства ей не помогли. Даже переехав в новый город, Сойер никак не может избавиться от своего невроза: ей повсюду мерещится Дэвид. Сойер рассказывает о своих проблемах психологу, и та внезапно просит её подписать какие-то документы, а затем немного подождать. Вскоре оторопевшую Сойер окружают санитары, и она мигом оказывается в палате клиники для душевнобольных. Но это ещё не самое страшное: среди медицинского персонала она видит знакомое лицо, и это тот самый Дэвид Страйн. Вот только верить ей никто не собирается…
Именно то, что «Не в себе» целиком был снят на камеру «Айфона», оказалось одним из главных художественных достоинств фильма. Поскольку на съёмках Содерберг столкнулся с проблемой стабилизации изображения (камера очень чутко реагировала на малейшие вибрации), то картинка оказалась по большей части статичной, без резких и обильных движений, а также с нестандартными ракурсами. И такой подход повлиял на восприятие происходящего: события кажутся слегка сюрреалистическими, вроде как объективно преподнесёнными, но в то же время какими-то «не такими». Работает на атмосферу и работа Клер Фой, которая великолепно передаёт пограничное состояние Сойер, балансирующей между образом «девушки на грани нервного срыва» и глубоко патологической личности. Но как раз именно эту игру со зрителем, пытающемся понять, действительно ли героиня стала жертвой преследований маньяка или всё это плод её разгулявшегося больного воображения, авторы фильма не смогли развить должным образом.
Если вы видели «Заражение» и «Побочный эффект», то знаете, как Содерберг подходит к подобному материалу. Здесь он, безусловно, старался, создавая липкую параноидальную атмосферу в духе «Отвращения» Романа Полански. Однако заинтриговав эффектным началом и искусно нагнетаемым напряжением, лента к середине начинает пробуксовывать, а дальнейшие сюжетные повороты оказываются удручающе простецкими, типичными для кучи маньячных страшилок. «Не в себе» – странная попытка артхаусного режиссёра снять банальный фильм ужасов, не слишком удачно сочетающийся с психологическим триллером и критикой работы страховых компаний. Стоящих сюрпризов тут тем более нет – ну разве что довольно неожиданное появление Мэтта Дэймона.
Наверное, кого и стоит винить в избитости, так это сценаристов – в послужном списке Джонатана Бернштайна и Джеймса Грира до сей поры серьёзных проектов не значилось, зато была куча проходной ерунды вроде «Шпиона по соседству» и «Санинспектора». Невооружённым глазом видно, что, стоит убрать из фильма необычный визуал и ведущую актрису, в нём мало что останется. Особенно это заметно в большом количестве проходных разговорных сцен, призванных компенсировать дефицит сюжетного «мяса». Ну а диагноз этой картине сопоставим с ощущениями главной героини, когда постоянно находишься в каком-то пограничном состоянии: то получаешь солидную дозу адреналина и острых ощущений, то тебя внезапно будто пичкают таблетками-плацебо, не приносящими эффекта.