Летом 1963 года 17-летняя Фрэнсис Хаусман вместе со своей семьёй отправляется на отдых. Респектабельный пансионат Макса Келлермана населяют преимущественно пенсионеры, а в округе не происходит ничего интересного. Всё меняется, когда девушка встречает обаятельного танцора Джонни Касла. Однако зарождающиеся романтические отношения оказываются под угрозой, когда о них становится известно властолюбивому отцу девушки.

Став в 1980 году одним из номинантов новоучреждённой антинаграды «Золотая малина», беллетрист и начинающий сценарист Элинор Бергстин вряд ли могла предположить, что спустя семь лет её ждёт громогласный успех. Следующий текст американки был основан на воспоминаниях о годах юности. Это было время весёлых пятидесятых-шестидесятых, когда будущая писательница вместе с семьёй проводила летние каникулы в роскошных апартаментах в горах Катскилл, становилась королевой мамбо и работала преподавателем танцев в студиях Артура Мюррея. Рассудив, что 60-е – хороший фон для создания сентиментальной повести о любви, а танцы могут стать двигателем сюжета, Бергстин написала историю о мечтательной девушке Фрэнсис по прозвищу Бэйби и свободолюбивом красавце Джонни. Прототипом последнего стал учитель танцев Майкл Террас, на которого вышла Элинор при подготовке своего текста.

Постановщиком картины был назначен 44-летний Эмиль Ардолино («Трое мужчин и маленькая леди», «Сестричка, действуй»), для которого «Грязные танцы» стали первым игровым полнометражным фильмом в карьере. Режиссёр привлёк внимание продюсеров своими документальными лентами о танцах. В 1983 году кинематографист удостоился «Оскара» в категории «Лучший документальный фильм» за «Он научил меня чувствовать танец» – ленту о легендарном американском хореографе Жаке Д’Амбуазе. Вероятно, именно участие в проекте Ардолино сделало возможным приглашение в фильм профессиональных танцоров.

Кроме артистов, занятых во второстепенных ролях, танцевальную подготовку имели и два ведущих актёра. Патрик Суэйзи («Привидение», «На гребне волны»), ставший Джонни Каслом, танцевал с самого детства, а перевоплотившаяся во Фрэнсис Хаусман Дженнифер Грей («Выходной день Ферриса Бьюллера», сериал «Доктор Хаус») происходила из танцевальной семьи. Отцом девушки – Джейком – стал Джерри Орбак (сериал «Закон и порядок», «Китайский кофе»), партнёршей героя Суэйзи Пенни – профессиональная танцовщица Синтия Роудс («Танец-вспышка»).

Съёмки картины должны были пройти там, где и развивались события описанной истории – в горах Катскилл. Однако аренда курортных земель оказалась создателям не по карману, так что были выбраны окрестности озёр Маунтин-Лэйк и Лэйк-Люр, расположенные в штатах Виргиния и Северная Каролина соответственно. Благодаря мастерству монтажёра Питера С. Фрэнка («Префонтейн», «Кадиллак Рекордс») никто не заметил, что некоторые сцены «Грязных танцев» были сняты в разных местах.

Производственный процесс занял почти два месяца. Работа стартовала 5 сентября, а завершилась 27 октября 1986 года. Необходимость уложиться в отведённое время (фильм должен был выйти в конце весны 1987-го – аккурат к началу нового летнего сезона) усложнила работу над лентой. Так как на дворе стояла глубокая осень, членам бригады Ардолино приходилось выкручиваться и вручную подкрашивать пожелтевшие листья, которые обязаны были быть зелёными.

Итоговый результат превзошёл все ожидания. «Грязные танцы» удостоились лестных критических отзывов. Так, в газете The Times отметили, что Ардолино удалось отлично передать атмосферу начала 60-х и установить крепкую эмоциональную связь со зрителем. В 2007 году британский телеканал Sky Movies включил картину в свой лист лучших постановок для женской аудитории. «Грязные танцы» в этом списке оказались выше «Звуков музыки», «Красотки» и другой классики Голливуда. Но не все были столь благосклонны к фильму. Известный американский кинокритик Роджер Иберт назвал сюжет мелодрамы идиотским, а героев сравнил со взрослыми детьми. Как бы то ни было, простая, но искренняя история любви Бэйби и Джонни покорила зрителей – «Грязные танцы» стали одним из самых кассовых фильмов 1987 года, а копии фильма на видеоносителях разлетались словно горячие пирожки. Спрос на них не падал вплоть до середины нулевых.

Особой нежностью к детищу Ардолино прониклись феминистки, назвавшие фильм «золотым стандартом». Дело в том, что побочная линия произведения поднимала важный и неоднозначный вопрос легализации абортов в США. Действительно, фильмы того времени избегали подобных щекотливых тем, ведь такие операции были законодательно запрещены. Но Бергстин рискнула и не ошиблась – ответвление сюжета не только не испортило атмосферу, но и, органично вписавшись в концепцию фильма, сделало историю более цельной и логичной.

Другим важными факторами, обеспечившими ленте успех, стали музыка и танцы. Узнаваемая с первых нот «(I’ve Had) The Time of My Life» в исполнении Билла Мэдли и Дженнифер Уорнс не только первенствовала на «Оскаре», «Золотом глобусе» и «Грэмми», но и на долгие годы стала негласным гимном влюблённых пар по всему миру. Примечательно, что саундтрек не был намертво привязан к 60-м – некоторые звучащие в постановке композиции были вполне современными для тех дней, – а Ардолино вдохновлялся не только историей, но и современными реалиями. В свою очередь, зажигательные латиноамериканские танцы оказались вполне в духе времени – постановка спровоцировала всплеск интереса к ним.

Ещё одним достоинством этой непритязательной, но невероятно обаятельной мелодрамы стали стилистические особенности фильма: имитация технологии техниколор, контрастные наряды Бэйби и «плохого парня» Джонни, своим внешним видом отсылающего к образам Элвиса Пресли и своего тёзки, персонажа Марлона Брандо из культового «Бунтаря», а также неоригинальные, но запоминающиеся приёмы оператора Джефа Джёра (сериалы «Анатомия страсти», «Декстер», «Мир Дикого Запада»).

Фильм задал тенденции в мире моды конца восьмидесятых-начале девяностых. Вдохновлённые нарядами персонажей модницы отправились штурмовать прилавки магазинов, где объектами их внимания становились кроп-топы, джинсовые шорты с завышенной талией, майки-алкоголички, белые спортивные кеды, многослойные юбки и соблазнительные боди. Авторы сумели создать очаровательный микс из временных эпох – свингующих шестидесятых и пронизанных ретро-ностальгией восьмидесятых, – неидеальный, наивный, немного глупый и прямолинейный, но чувственный и воодушевляющий на яркие свершения. «Грязные танцы» не превратились в жанровый прорыв, но во многом стали образцом для последующих танцевальных лент: «Лапочек», «Танцев улиц», «Шага вперёд», «Держи ритм» и «Бурлеска».

Успех постановки долгие годы не давал покоя продюсерам. В 1988 году на телеэкранах появился одноимённый сериал, впрочем, не пользовавшийся особой популярностью. В 2004 году свет увидел приквел картины. «Грязные танцы 2: Гаванские ночи» не смогли повторить достижений предшественника и едва окупили не самый внушительный бюджет. В том же году на театральных подмостках появился мюзикл, в основе которого лежал сценарий Элинор Бергстин, а главными действующими лицами были Бэйби и Джонни. А 24 мая 2017 года на ABC вышел ремейк работы Эмиля Ардолино. Телевизионный фильм, главные роли в котором исполнили Эбигейл Бреслин и Кольт Праттс, получил низкие рейтинги и отрицательную прессу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here