Смелость быть собой

После того, как на недавнем «Оскаре» приз за лучший иноязычный фильм выиграла не мощная драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», а чилийская «Фантастическая женщина», решение киноакадемиков в нашей стране вызвало весьма бурную реакцию – мол, опять наградили каких-то «извращенцев». Поэтому при попытке понять, заслуженно ли картина Себастьяна Лелио получила «Оскар» и множество других наград, в числе которых также приз Берлинского кинофестиваля, хочется прежде всего внимательно рассмотреть именно её художественную сторону.

Главная героиня фильма – трансгендер Марина (играет её также трансгендерная актриса Даниэла Вега), она счастлива со своим любимым человеком, немолодым мужчиной по имени Орландо. Пара собиралась отправиться в романическую поездку на водопады Игуасу, но жизнь внесла коррективы. Внезапно ночью Орландо становится плохо, и Марина отвозит его в больницу, где мужчина умирает. Заметив на теле синяки и ссадины, которые Орландо получил, упав ещё дома, врачи обвиняют Марину в его смерти. Несчастной предстоит не только доказать свою невиновность, но и столкнуться с агрессией со стороны родственников Орландо, которые не подпускают Марину даже к гробу – проститься с любимым.

Социальный отклик на подобные киноработы обычно разный. В фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» герой Александра Збруева произнёс прекрасную фразу: «Мне ничего не нужно было от вас, кроме понимания. Но я смотрю, что понимание и сочувствие – это дефицит, их попросту нет в природе». Именно это приходит в голову, когда читаешь отзывы соотечественников на фильмы – призёры фестивалей, посвящённые остросоциальным проблемам. Редко кто анализирует художественные достоинства этих картин, зато зачастую раздражается из-за гуманистического подхода к так называемым изгоям общества. И это пугает, когда осознаёшь, что ненависть и агрессия друг к другу нашим гражданам куда ближе и понятнее, чем человечность и важность личностных прав.

«Фантастическая женщина» не лишена недостатков: в ней маловато драматических эпизодов, которые позволили бы лучше ощутить трагедию героини, действие с середины провисает, а родственники Орландо изображены довольно плоско. С другой стороны, чернухой Себастьян Лелио не грузит, как и не кидается с экрана топорными агитационными лозунгами за права человека. Он подаёт свою историю в лирико-меланхолическом ключе, рассказывая её красиво и деликатно.

Для преодоления душевной боли Марина должна понять, что важнее отвлекаться не на злость со стороны окружающих, а хранить воспоминания о том, кто тебя по-настоящему любил. Эта мысль раскрывается в довольно трогательных сценах с привкусом магического реализма. Особенно хорош эпизод, когда героиня приходит попрощаться с Орландо в последний раз – и всё это под приятную музыку и с хорошей игрой Даниэлы Веги.

Да, есть фильмы и посильнее «Фантастической женщины», и, возможно, идея картины была одним из основополагающих факторов, когда ей давали «Оскар», как и смелость для создания подобной работы в консервативном Чили. Но разве призывы задуматься о нелёгкой судьбе ближнего и быть самим чуточку добрее, поддаться не агрессии, рождённой непониманием, а развить в себе эмпатию и чуткость к чужой боли – это действительно так плохо?

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
7
Для сердца
7
Предыдущая статьяТрейлер картины «Первая реформаторская церковь»
Следующая статьяПервому игроку приготовиться. Рецензия
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here