Без лица

Общество всегда с настороженностью и даже страхом относилось к тем, кто отличался от большинства, в том числе и внешне. Особенно жестокими в этом бывают дети и подростки. За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить «Кэрри», «Чучело» или «Класс коррекции». Но иногда хочется, чтобы мир кинематографа не только рассказывал о человеческой агрессии по отношению к ближним, но и преподносил уроки доброты. Именно эту цель преследует мелодрама «Чудо», снятая по роману американской писательницы Р. Дж. Паласио.

Юный Август Пулман, или, как его называют близкие, Огги, родился с генетической аномалией лица и перенёс множество пластических операций. По понятным причинам он не ходил в школу и занимался дома с мамой, которая ради воспитания сына забросила карьеру и даже немного забыла про старшую дочку Оливию. Но родители понимают, что долго так продолжаться не может, и потому отправляют Огги в учебное заведение, чтобы он научился общаться со сверстниками и завёл друзей. И вот этот ребёнок, который почти всё время ходил по улице в шлеме, впервые отправляется в настоящую школу, что становится для него и окружающих настоящим испытанием.

Уже по трейлеру «Чуда» можно было понять, что картина – не суровая психологическая драма, а доброе и умилительное «кино хорошего настроения». Впечатление от этого несколько двоякое – по большому счёту, для такого сложного и непростого сюжета вторая режиссёрская работа Стивена Чбоски («Хорошо быть тихоней») практически бесконфликтна. Репликам ощутимо не хватает эмоциональной силы, истории – глубины, а поведение персонажей страдает от недостатка убедительной мотивации. Стоит на экране сформироваться более или менее сложной ситуации, как она разрешается по щелчку пальцев, а отрицательные персонажи очень легко становятся положительными без веских на то обстоятельств.

Подлинный драматизм авторами тоже старательно избегается, а кино часто неизбежно спотыкается о сентиментальные клише, которые превалируют над развитием характеров (например, слишком проста потенциально глубокая и интересная сюжетная линия с сестрой Огги Вией). Смягчён по максимуму и внешний облик Огги, поскольку генетическое отклонение, от которого страдает мальчик, часто выглядит по-настоящему страшным (для зрителей с крепкими нервами: поищите на досуге информацию о синдроме Тричера-Коллинза и, особенно, Джулиану Уитмор). Но во время просмотра происходит странное – внезапно появляется чувство, что эта «мимимишность» определённым образом работает.

Актёры хороши – отошедшая от ролей «красоток» и прочих добрых хабалок Джулия Робертс, став матерью, очень душевно передаёт родительские чувства и неподдельное переживание за судьбу своего несчастного ребёнка. За активно снимающегося в последнее время Джейкоба Тремблэ по большей части работает отличный грим, но и он, и другие дети очень естественны и органичны. Особенно теплых слов заслуживает Изабела Видович в роли сестры Огги – девушка играет вдумчиво, серьёзно, с трогательным драматизмом и теплотой.

Но, что самое главное, некоторая слащавость и усиленный концентрат доброты и позитивного посыла не раздражают, поскольку подобный подход в наше жестокое и агрессивное время тотальной «нелюбви» тоже необходим. Может, в какой-то степени «Чудо» – лишь мелодраматическая и даже немного навязчивая пропаганда в духе «всё будет хорошо». Однако разве это то, что следует ругать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here