Гениальность и сострадание
У Сьюзен Карпентер (Наоми Уоттс) два сына – Генри (Джейден Либерер) и Питер (Джейкоб Тремблэ). Оба они вполне смышлёные, но Генри развит не по годам – например, помогает матери разобраться с налогами. Кроме ума у него также обострено чувство справедливости. И потому он не может просто смотреть, как с его соседкой и одноклассницей Кристиной (Мэдди Зиглер) дома явно происходит нечто очень плохое. Однако её отчим Гленн (Дин Норрис) – человек высокопоставленный, что сильно мешает Генри добиться правосудия.
После феноменального кассового успеха «Мира Юрского периода» Колин Треввороу взялся за куда меньший по затратам материал, но всё равно выложился по полной. Количество всевозможных мелочей, которыми пропитан фильм, поражает. Любая обронённая фраза может стать ключевой, а вопросы матери о том, поставить ночник и закрыть ли дверь перед сном, становятся мощным драматическим инструментом. И даже на первый взгляд такая откровенно позёрская вещь, как увлечение Генри и Питера машинами Голдберга – нагромождение связей простых вещей по принципу домино, – оказывается важным ружьём Чехова.
Главная тема фильма – справедливость как антипод безразличию. Конечно, Генри мог бы жить спокойно и не обращать внимание на происходящее вокруг. Но правило «с великой силой приходит великая ответственность» распространяется не только на метателей паутины. Даже тональность картины меняется между сценами его обычной жизни и моментами, когда он замечает, что что-то не так, и пытается исправить положение.
Но эта игра с тональностью не всем может прийтись по вкусу. «Книга Генри» начинается как милая семейная картина и постепенно набирает обороты, пока не происходит резкий сюжетный поворот во втором акте, что в трейлерах не показывали. После этого фильм успевает побыть и пугающей – контрастом с ранее показанным – драмой, и триллером о возмездии. Лишь под конец он возвращается к своему изначальному настроению. Но в каком бы состоянии фильм ни был – лёгком и духоподъёмном или мрачном и напряжённом, – он всегда искренен. И в первую очередь это достигается превосходными актёрскими работами.
Джейден Либерер в главной роли убедителен и как гений, и как ребёнок, а Мэдди Зиглер при минимуме слов передаёт максимум одними только глазами. Больше всех впечатляет Наоми Уоттс. Даже относительно простоватая героиня у неё получает достаточную глубину, чтобы за неё было легко переживать. Из второстепенных актёров запоминается Сара Сильверман. На первый взгляд у неё типично комедийно-разгрузочная роль соработницы Уоттс, что можно ожидать от стендап-комика. Но впоследствии, в том числе благодаря связи с Генри, её героиня заметно раскрывается с драматической стороны. И даже при том небольшом хронометраже, что дали герою Дина Норриса, он успевает показать всю неоднозначность своего героя.
Критики «Книгу Генри» преимущественно невзлюбили, назвав её сюжетные повороты глупыми, а происходящее излишне броским, но зрители к фильму оказались более лояльны. Однако даже первые отмечают, что на картину стоит обратить внимание.