Мир, дружба, тесак

Америка, 2022 год. Экономика штатов процветает как никогда, уровень преступности снизился, общее благосостояние страны заметно наладилось, а всё потому, что раз в году, во время так называемой Судной ночи, гражданам разрешается в течение 12 часов на вполне законных основаниях вынести кому-нибудь мозги, чтобы высвободить весь внутренний негатив.

Правительством эта акция очень даже поощряется, а чтобы чистка нации проходила ещё веселее, в эту особую ночь закрываются все медицинские учреждения и полицейские участки. Естественно, своеобразной чистке в большей степени подвержены люмпены и маргиналы, потому что они не воздвигают неприступные крепости, как богачи. Но вот однажды баррикады одного состоятельного семейства были разрушены, и обитатели дома не были готовы к приёму незваных гостей, вооружённых колюще-режущими предметами.

Можно сколько угодно обвинять фильм Джеймса ДеМонако в предсказуемости и заезженности, но факт остаётся фактом – нервишки он щекочет хорошо. Первые полчаса автор вводит зрителя в курс дела: с экрана транслируется хронология насильственных смертей, диктор попутно перечисляет штаты, в которых происходили все эти побои и убийства (благодаря этому краткому введению можно выучить всю географию штатов Америки), затем показывают с виду благополучный аналог Плезантвилля, населённый эдакими степфордскими женами (именно в этом милом пригороде и живут главные герои). Соседи мило и так по-американски улыбаются друг другу, нахваливают выпечку, восторгаются архитектурой домов и попутно затачивают ножи, чтобы вдоволь порезвиться во время санкционированной правительством ночи. Впрочем, соседей опасаться стоит меньше всего, ведь судная ночь – это не просто игра на выживание, но и своеобразная личностная проверка, позволяющая выявить, какой ты человек, и герою Итана Хока, прятавшемуся вместе со своими домочадцами за семью замками, вопреки своему желанию предстоит ей подвергнуться.

Самое интересное в картине – это не сцена, в которой интеллигент Хок самозабвенно рубит недругов, и даже не эпизод, в котором героиня Лены Хеди вынуждена ковыряться отвёрткой в новоиспечённой ране несчастного заложника (хотя всё это смотрится жутко эффектно). Но нет, тут гораздо больше интересен психологический аспект и дилемма, которая встаёт перед героями.

На деле «Судная ночь» оказывается камерным триллером, а не полноценным антиутопическим произведением. И любопытно то, что создателям, в общем-то, удалось провести зрителя и создать иллюзию грандиозного хаоса, не прибегая к масштабным съёмкам и дорогостоящим спецэффектам.

О политическом режиме сказано немного, однако сама идея Судной ночи пугает куда больше психов в масках, косящих под банду Алекса из «Заводного апельсина». Но ещё больше пугает то, что всё это уже происходило раньше и происходит по сей день: пока одни невозмутимо трапезничают, другие сами стараются не стать обедом.

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
6
Для сердца
8
Предыдущая статьяКадры. Рецензия
Следующая статьяЭффект колибри. Рецензия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here