Свобода одного человека заканчивается там, где начинается жизнь другого
Есть страшные и трагические события, в начале и конце которых стоят исключительно человек и его поступки. В 1983 году Советскую Грузию потрясло такое событие: группа молодых людей захватила самолёт с целью бегства из СССР. После того как об этом стало известно общественности, в Грузии (да и во всём Союзе) не осталось ни одного дома, под крышей которого не разгорелись горячие споры о том, что же случилось на самом деле, кто в этом виноват и справедливо ли наказание, которое понесли преступники. Прошло уже более тридцати лет, разговоры не утихают, а их логичным итогом стали роман, спектакль, несколько документальных фильмов, а теперь и фильм «Заложники» режиссёра Резо Гигинеишвили.
Сюжет повествует о группе друзей, которые грезят о Западе, о свободе и о «лучшей жизни». В какой-то момент они решаются на дерзкое, опасное и громкое бегство из социалистического лагеря. Они, казалось бы, учитывают все детали побега, храня в секрете план от окружающих. То, что происходит далее – история падения каждого из них.
С погружением в историю проблем нет. Атмосфера фильма – не просто подражание ушедшей эпохе, а самое настоящее её воскрешение: обстановка в квартирах, одежда героев и множество маленьких нюансов. Создатели допускают художественные отступления, но всё же во многом ориентируются на известные подробности и хронологию событий. Имена участников изменены по понятным причинам. А всё, что мы видим на экране – своего рода книга с вырванными страницами, на которых остались упущенные факты, полностью раскрывающие картину того, как перспективные юноши и девушка, соблазнившись невнятной свободой, пошли против жизни и совершили огромную непростительную ошибку.
Мы видим шокирующие детали и лица актёров, определённо заслуживших крупный план благодаря своей искренней игре. Мы окунаемся в самое пекло событий и становимся очевидцами ужасов, на которые способен человек, позволивший себе слишком многое. Во всех сценах точно выбрана и цветовая гамма, и самый подходящий ракурс, подкрепляющие эмоциональную обстановку в тот или иной момент. Всё это заслуга оператора картины – Владислава Опельянца.
С высоты пройденных лет мы уже никогда не узнаем всей правды – хотя бы потому, что многие документы были уничтожены, а большинство террористов расстреляны. То, что громким шёпотом обсуждалось тогда, сейчас находит отражение в фильме, в котором можно услышать несколько точек зрения. Бесценны те эпизоды, в которых происходят словесные противостояния отцов и детей. Родители лишь иногда улавливают тревожные сигналы от детей, но надеются, что это мимолётно и пройдёт, как лёгкий кашель. Но бунтарство не успевает пройти, и образ жизни ребят, ведомых мечтами и чужими идеалами в пользу недостижимого обрекает их на убийства и собственную погибель. В спорах и разговорах становится очевидным, насколько велика пропасть между поколениями, которые попросту не понимают мировоззрений друг друга. Для старшего – жизнь вполне хороша и безоблачна, а в головах младшего зародилась мысль о возможностях, которые они сами могут создать, сломав барьеры и нарушив законы.
Наибольшее время отведено раскрытию двух персонажей – Анны (Тинатин Далакишвили) и Николоза (Иракли Квирикадзе). Анна и Николоз создают ощущение, будто они втянуты в заговор, так как в группе захватчиков самые слабохарактерные. Они не спят ночью перед днём «икс» и словно безмолвно молятся, чтобы их кто-то раскрыл и остановил. И прощаются они с теми, кого оставляют на земле, как в последний раз. Однако они не положительные герои. Многим нравится трактовать название фильма как обращение к захватчикам самолёта, а не их реальным заложникам. Но, объективно говоря, трудно считать их заложниками системы, скорее – заложниками своих амбиций и обманчивых надежд.
В вопросе поиска виновных отягчающим обстоятельством всегда выступал возраст террористов, и если сразу после происшествия общество возлагало вину на родителей захватчиков, то теперь чаще во всём принято винить власть. Эти два варианта также проговорены в фильме. Например, создатели отмечают, что главной целью государства в сложившейся ситуации было сделать всё, чтобы не допустить побега захватчиков, пусть даже ценой жизней. И мы видим, как верха дают приказ обстреливать самолёт с невиновными на борту.
Ближе к финалу драма становится всё масштабнее и неизбежнее. А погодя выясняется то, насколько разрушительно бессмысленным был поступок молодых людей. Ведь через несколько лет после трагических событий выезд за пределы СССР стал возможным для всех граждан. Границы были открыты. Всё больший резонанс в эту трагедию вводит ещё и то, что семьи, в которых выросли угонщики, были зажиточными. Значит, проблема была не в деньгах и не в уровне жизни. Может, это просто слишком далеко зашедшая неразумность юности?
Сердце разбивает вовсе не судьба, настигшая преступников, так как оправдания им нет, а жизнь, которую те сломали заложникам и собственным родителям. Если сторона заложников самолёта раскрыта очень скудно (более-менее нам удаётся познакомиться лишь со стюардессами рейса и с одним из буйных пассажиров), то сопереживания в полной мере остаются на стороне родителей. Они так и не узнают о судьбе детей после вынесения им смертного приговора. Нет сомнений в том, что старшее поколение старалось дать своим чадам всё и обеспечить им достойное будущее. Тем не менее, дети не оценили то, что имели и оставили самых близких им людей в полном непонимании и вечных страданиях.
Насколько пафосными бы ни были разговоры о свободе, её никогда нельзя приравнивать к стоимости человеческой жизни. Эта мысль протянута сквозь весь фильм Резо Гигинеишвили. Позиция режиссёра такова: есть много обстоятельств, но ни одна мечта и ни одна спонтанная мысль не должна распоряжаться чужими судьбами. Кажется, что в фильме не раскрываются мотивы и нет предисловия к планам о захвате самолёта. Однако если обратить внимание, то в преступную бездну группу друзей, превратившуюся в группу террористов, толкают незначительные мелочи. Они им приносят дискомфорт – будь то дефицит импортного винила или отсутствие сигарет определённой марки. Вот они, те самые причины – глупые и ребяческие, недостойные того, чтобы стоить такую высокую цену – цену жизни человека.