Они все летают
Один из самых страшных романов Короля ужасов Стивена Кинга, «Оно», давно просился на экраны, но его реализация требовала больших затрат и трудоёмкой работы. Вышедшая в 1990 году телеверсия с Тимом Карри в роли инфернального клоуна Пеннивайза хоть и радовала неплохой актёрской игрой, ничем другим похвастаться не могла. Сценарий представлял собой блеклый конспект романа по диагонали, а спецэффекты застряли где-то на уровне 50-х. И вот на экраны вышла долгожданная полнометражная версия «Оно» под руководством создателя «Мамы» Андреса Мускетти.
1989 год, городок Дерри. Жизнь в нём течёт сонно и размеренно, за одним небольшим исключением – здесь постоянно пропадают дети. Казалось, никто не придаёт этому большого значения, кроме семерых ребятишек. Всех мучают жуткие видения, в которых реализуются их самые страшные кошмары и является некий монстр в образе клоуна по имени Пеннивайз. Это загадочное существо питается страхом и обитает где-то под городом, и именно этим ребятам, объединившимся в так называемый «Клуб неудачников», придётся бросить вызов этой жуткой твари.
Перенести на большой экран «Оно» хотел ещё режиссёр Кэри Фукунага («Джейн Эйр»), большой фанат книги. Но, чтобы развернуться вовсю, он затребовал слишком большой бюджет и хотел снять кино по сценарию, максимально близко отражавшему перипетии романа, в том числе и весьма интимные. Студия пришла в ужас и от первого требования, и от второго, потому Фукунага устранился, а внести изменения в его сценарные наработки доверили Гэри Доберману («Проклятие Аннабель») и новичку Чейзу Палмеру. В режиссёрское кресло посадили аргентинца Андреса Мускетти, который ещё своим хоррор-хитом «Мама» доказал, что умеет снимать пугающее и качественное кино даже при небольшом бюджете.
Фильм, по сравнению с книгой, оказался предсказуемо простоватым. Но пускай буква «Оно» пострадала, её дух остался жив – и это главное. Ведь чтобы без потерь перенести объёмный двухтомник с тщательно прописанными героями, ситуациями и глубоким драматизмом, был необходим формат многосерийного фильма. Получившееся в результате кино не достигает кинговского кошмара и скорее выдержано в духе сериала «Очень странные дела» (ассоциации только усиливает снимавшийся в нём Финн Вулфард), но впечатление производит более чем положительное.
Созданный общими стараниями сценарий не скучно конспектирует книгу, а интересно её адаптирует, смачно обыгрывая большинство моментов, и все сюжетные нововведения выглядят свежо и необычно. Атмосфера выдержана безукоризненно, ритм не провисает, хронометраж не выглядит громоздким. Само кино умело переплетает в себе юмор, ностальгические нотки по детству, душевность и жёсткий фильм ужасов. В этом плане Мускетти чувствует себя как рыба в воде – хоррор-эпизоды в его постановке отменно жуткие и изобретательные, чего стоят Прокажённый и тётка с флейтой, пугавшая Стэна Уриса. Он также отлично чувствует детское восприятие страшных и серьёзных вещей, отчего старается придать повествованию некую ауру сказочности.
Сами дети – настоящая удача кастинга. Особенно это относится к рыжей очаровашке Софии Лиллис в роли Беверли и Финну Вулфарду, сыгравшему Ричи Тозиера, реплики которого удачно оттеняют пугающие моменты. Ребята естественны, органичны и работают в кадре без грамма фальши и наигранности, вызывая в памяти приятные сравнения с другой экранизацией Кинга, ностальгической драмой «Останься со мной». А Билл Скарсгард в роли Пеннивайза не только не посрамил образ Тима Карри, но и привнёс много своего, представ на экране настоящим ночным кошмаром для всех маленьких детей и лиц, страдающих коулрофобией.
Присутствующий в картине осадок общей недосказанности – намеренный шаг. События фильма подаются с учётом потенциальной экранизации второго тома, в котором «Неудачники» встретятся с Пеннивайзом взрослыми. Однако судьба сиквела почти наверняка зависит от кассовых сборов. Остаётся верить, что публика оценит фильм по достоинству, ведь «Оно», без сомнения, относится к числу редких удачных экранизаций Стивена Кинга.