Британский канал Channel 4 двумя месяцами ранее завершил трансляцию второго сезона мини-сериала под многозначительным названием «Чёрное зеркало», демонстрирующего безжалостный ироничный взгляд на информационное общество. «Чёрное зеркало» – пожалуй, наиболее актуальная антиутопия на сегодняшний день.
Писатели-фантасты – такие как Жюль Верн с подводной лодкой или Рэй Брэдбери с наушниками-вкладышами – вдохновляют своими произведениями создателей инновационных технологий, которые, ни больше ни меньше, предстают перед нами творцами будущего! Тем временем, режиссёры снимают картины-фантазии о жизни в далёком (или не очень) будущем, о существовании в какой-либо параллельной реальности. Так или иначе, все пытаются каким бы то ни было образом заглянуть в омут будущего, приоткрыв завесу тайны времени.
Создатели британского мини-сериала также не отстают от коллег и осуществляют попытку предвидеть будущее, что выливается в беспощадную сатиру о влиянии информационных технологий на человеческие отношения. Зритель получает возможность заглянуть в Чёрное зеркало человеческих пороков, слабостей, чувств и страданий, неразрывно связанных современным образом жизни и мышлением человечества, с нынешними ценностями и моральными устоями – окунуться с головой в мрачную и жестокую картину, олицетворяющую наше общество и каждого отдельно взятого его члена, в том числе и себя самого.
Марти МакФлаю и не снилось такое будущее.
«Чёрное зеркало» – это цикл не связанных между собой, однако пропитанных общим замыслом, историй – короткометражных фильмов. Так скажем, некий альманах, нежели мини-сериал. На сегодняшний день существует два сезона, в каждом из которых по три серии. Первые три эпизода, вышедшие прошлой зимой, удостоились Международной «Эмми» – интернациональной версии главной телевизионной награды. Любопытно, что Чарли Брукер, автор сценария сериала, в интервью каналу Channel 4 прокомментировал это событие следующим образом: «Все церемонии награждения должны быть закрыты и преобразованы в детские больницы, незамедлительно».
Главная коммерческая удача создателя сериала – шокирующая завязка пилотного эпизода, который называется «Государственный гимн» – его посмотрело более двух миллионов зрителей. Стоит учесть, что первая серия – единственная, для действия которой не является принципиально важным выдуманный технический гаджет. В остальных эпизодах фигурируют различные, на данный момент, казалось бы, немыслимые, приборы – впрочем, такие ли они немыслимые?
По сути, человек во все времена требовал одного и того же – хлеба и зрелищ. И если раньше были гладиаторские бои и публичные казни, то сейчас – информационные сенсации, скандалы, рейтинги на различных интернет-порталах. Медленно, но верно люди становятся такими же искажёнными, бесконечно далёкими от оригинала, фальшивыми «копиями копий», ровно как и терабайтами поглощаемая ими искажённая информация.
«Чёрное зеркало» представляет собой остроумную, грамотно построенную сатиру – прямую, правдивую, беспристрастную, справедливую до такой степени, что становится дурно; карикатуру на всю концепцию жизнедеятельности современного общества, вырисованную, тем не менее, несколько патетично. Это зеркало настолько чёрное, что ни единому лучику надежды на светлое будущее в нём просто-напросто не находится места. Тем самым автор пытается донести до нас невообразимо важный и значимый «месседж», преподнося пример той действительности, которую ни в коей мере допускать нельзя. Стоит ли винить технологический прогресс в моральном разложении общества? Пожалуй, нет. Ведь дело не в том, какие новшества предложит нам будущее, а в том, как мы станем орудовать ими, в правильном ли направлении будем расточать имеющийся у них потенциал и закрепим ли в своих руках власть над ними прежде, чем они захватят её над нашими умами.
При просмотре сериала непроизвольно возникают ассоциации с другими фантастическими фильмами на схожую с сюжетом того или иного эпизода тематику. Обрывки таких кинолент как «Остров» и «Время», «Голодные игры» и «Гаттака», а также, разумеется, снятая Звездолётом Вачовски пресловутая «Матрица», вспыхивают в мгновение ока и столь же быстро угасают.
Этот принципиально новаторский, без притязаний на звание шедевра кошерный образец из конвейера британского сериалопроизводства не оставит равнодушным зрителя, сколько-нибудь заинтересованного в благосостоянии жизни общества, чистоте его нравов и приоритетов, предотвращении апокалипсиса, в конце концов.
Чёрным могло стать озеро, дыра, квадрат Малевича – но сериал наименован именно «Чёрным зеркалом», потому как в нём отражены страшные реалии современности – худшая из её сторон. Остаётся лишь уповать на то, что лучшая сторона одержит сокрушительную победу. Главное, чтобы общество не закрыло глаза на, несомненно, имеющую место быть проблему, ибо помимо мрака с сомкнутыми веками также ничего не увидишь.