Волшебник до Изумрудного города
На волне оглушительного успеха «Алисы в стране чудес», студия детских и юношеских фильмов им. У. Диснея продолжает переосмысливать классические сказочные истории.
На сей раз нам предлагается история иллюзиониста и проходимца Оскара Диггза, которому довелось стать Волшебником страны Оз в классической сказке Лаймана Фрэнка Баума. После «Алисы» и того, что с ней сделал Тим Бертон, было нелегко ожидать чего-то достойного, но Сэм Рэйми не подвёл и в очередной раз доказал, что он как мало кто другой умеет распоряжаться крупными бюджетами и вымышленными мирами. А «Человек-Паук. Враг в отражении» был лишь временным помутнением сознания.
Как и в «Алисе», сказочная страна Оз и большинство её обитателей созданы целиком с помощью компьютерной графики и зачастую декорации выглядят немного фальшиво. Но, как и в классическом «Волшебнике страны Оз» 1939-го, это сделано намеренно, чтобы создать максимальный контраст с суровой реальностью (которая по славной традиции снята в чёрно-белой гамме и в «квадратном» формате).
Но вот где мастера по спецэффектам раскрылись по полной, так это в создании фантастических спутников Оза – летающей мартышки Финли и безымянной Фарфоровой девочки. Грань между реальностью и бутафорией стирается, и нетрудно поверить в то, что это живые существа, а не облака пикселей. Помогает ещё и то, что Рэйми, в отличие от Тима Бертона, уделяет одинаковое внимание и стилю, и содержанию. Режиссёр понимает, что одного зрелища недостаточно, и зрителю должны быть небезразличны персонажи. А за это уже отвечает отличный актёрский состав.
Джеймс Франко, сменивший в главной роли Роберта Дауни-мл., быстро и легко создаёт образ обаятельного шарлатана, который постепенно понимает свои ошибки и пытается исправиться, но не теряет свой шарм. Особенно приятно, что «Оз» не следует тенденции превращения главных героев (и героинь) в полководцев в доспехах, и Оз до конца остаётся собой, побеждая врагов не силой, а находчивостью. Не меньше радует и троица ведьм в исполнении Рэйчел Вайс, Милы Кунис и Мишель Уильямс. Своим обаянием они идеально закрывают шероховатости сценария, и о проблемах с мотивацией одной из них начинаешь задумываться уже после просмотра. Но главной звездой фильма, как ни удивительно, становится компьютерная Фарфоровая девочка, озвученная Джои Кинг. В равной мере трогательная, смешная и бойкая, эта героиня смело становится в один ряд с лучшими нарисованными персонажами Энди Серкиса.
Сценарий не идеален и слегка затянут в середине, но грамотная режиссура вовремя отвлекает от логических нестыковок. И несмотря на то, что это большой студийный проект, Рэйми остаётся верен своему стилю, и фирменные наезды камеры и «нарезки» сцен с Франко-изобретателем не дают забыть, что за камерой стоит постановщик «Зловещих мертвецов» и «Человека-паука». Плюс, как и полагается фильму Сэма Рэйми, в эпизоде появляется Брюс Кэмпбелл.
«Оз: Великий и ужасный» – не шедевр на все времена, и он едва ли будет пользоваться той же популярностью, что оригинальный фильм Виктора Флеминга. Но это вовсе не означает, что кино не заслуживает внимания. Как раз наоборот, это красивая, добрая и трогательная история, которую оценят и дети, и их родители. А в наше время такие фильмы встречаются крайне редко.