Жизнь автора – это его произведения, а всё остальное никого не должно касаться, кроме его близких.
(перефразированный Борис Стругацкий)
Забавно до ужаса
Действие этого байопика застаёт Альфреда Хичкока уже пожилым, в зените славы. Большинство его фильмов сняты, признанного режиссёра осаждают журналисты. Верная спутница жизни Альма Ревилль постарела, но ещё бодрится. Однако главный фильм «мастера страха», по которому его запомнит большинство зрителей – «Психо» – ещё впереди. Период жизни Хичкока от замысла до премьеры «Психо» и охватывает эта картина.
Это самая необычная кинобиография. Первое, чем фильм увлекает – он довольно весёлый. Абсолютное большинство байопиков трагично-нервно, с надрывом, выводят жизнь своих героев как угрюмый подвиг, а Хичкок в исполнении сэра Энтони Хопкинса самозабвенно беснуется в фильме про себя, забавно обыгрывая собственный сложившийся образ.
«Хичкок» отличают замечательные актёрские работы. Хопкинс, как всегда прекрасный, здесь скорее впечатляет поразительным гримом – в большинстве сцен он удивительно похож на «того самого» Хичкока. По-настоящему же грандиозна в фильме Хелен Миррен в роли жены и соратницы режиссёра Альмы Ревилль.
Чувствуя печать подступившей старости, Альма осознаёт, что всю жизнь играла вторую скрипку при «великом Хичкоке». И фильм про постановку «Психо» неожиданно становится драмой про возможность супружеской измены – здесь концентрируется его основной конфликт. Однако картина не зацикливается на этом сюжете, на всём протяжении оставаясь цельной и увлекательной.
«Хичкок» дарит зрителю ощущение причастности к кинематографическому процессу и приоткрывает множество интересных деталей производства фильмов в конце 1950-х. Лента захватывающе воспроизводит съёмки самых ярких и пугающих моментов «Психо», показывая их в точности такими, как в легендарной картине.
Ненадолго появляется Скарлетт Йоханссон в роли одной из столь любимых Хичкоком «холодных блондинок» Джанет Ли. И в целом – фильм ёмко вобрал в себя все существенные детали характера, жизни и творчества Хичкока.
Для режиссёра Саши Джерваси эта картина – всего лишь вторая постановка. Вместе с тем фильм настолько хорошо сделан и красиво снят, что в это с трудом верится. С другой стороны, сам Хичкок говорил: «Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». А кроме документальной книги Стивена Ребелло про создание «Психо», режиссёру помогали оператор из «высшей лиги» Джефф Кроненвет (снимавший «Бойцовский клуб» и «Социальную сеть») и любимый композитор Тима Бертона – Денни Элфман.
Некоторые критики сочли фильм неглубоким. Мол, Альфред Хичкок был слишком сложной фигурой, чтобы вот так – легко и с юмором – показывать его особенности и жизнь. Но многие зрители, по правде говоря, вообще слабо представляют, кто такой Хичкок. А фильм Саши Джерваси замечательно передаёт самую сущностную черту гения саспенса – он ни на минуту не отступал от главного дела своей жизни. Всем, кроме увлеченных «хичкоковедов», всё остальное знать не обязательно.
Да, «Хичкок» и вправду странный байопик: в нём куда больше истории съёмок «Психо», чем самого Хичкока. Но он ярко отражает определяющую для режиссёра страсть к кино, его непрекращающийся поиск нового, пугающего и проникновенного киноязыка, увлечение главными героинями – «холодными блондинками» и любовь-сотрудничество с Альмой Ревилль. В этом, как говорится, весь Хичкок. Остальное смотрите в его фильмах.