Не брать живым

Есть кинематографисты, успех и признание к которым приходит с первой попытки, а есть те, кто вынужден десятилетиями оставаться в тени и ждать своего момента. Кэтрин Бигелоу относится ко второй категории.


Несмотря на несомненный талант, даже самые успешные фильмы Бигелоу обретали скорее культовую популярность, чем массовую. А после оглушительного провала «К-19» и вовсе казалось, что карьере единственной женщины в Голливуде, снимающей «мужские» фильмы, пришёл конец. И лишь спустя 7 лет, приближаясь к шестидесятилетию, Бигелоу наконец получила признание, к которому стремилась всю карьеру, сняв «Повелителя бури». Вопреки ожиданиям и несмотря на очень скромные кассовые сборы, история троицы мастеров по разоружению бомб в во время войны в Ираке получила 6 «Оскаров» и внесла имя Кэтрин Бигелоу в учебники истории, сделав её первой женщиной, которую Киноакадемия назвала «Лучшим режиссёром».

После такого успеха студии забросали Кэтрин Бигелоу предложениями о постановке крупнобюджетных блокбастеров вроде «Восстания планеты обезьян» или «Нового Человека-Паука». Но, решив, что не нужно чинить то, что не сломано, Бигелоу взялась за свой следующий проект вместе со сценаристом Марком Боулом, который также был отмечен Академией за работу над «Повелителем».

В начале 2010-го пара объявила о начале работ над масштабной криминальной драмой «Тройная граница». Фильм был запланирован как идейный наследник «Траффика» – переплетение нескольких историй, связанных с территорией, находящейся на границе между Бразилией, Аргентиной и Парагваем. Финансировать фильм взялась студия Paramount, а на главные роли претендовали Том Хэнкс, Джонни Депп и Уилл Смит. Стремясь к максимальному реализму, Бигелоу собиралась снимать «Тройную границу» на натуре в Южной Америке. Однако местные власти, прочитав сценарий, объявили картине бойкот, заявив, что она ухудшит имидж региона и нанесёт огромный ущерб местному туризму. Кроме того, руководство Paramount начало сомневаться в том, что стоит вкладывать требуемые 80 миллионов долларов в проект, у которого ещё до начала съёмок завелась армия противников, а режиссёр не хочет брать в актёрский состав больших звёзд. В конечном итоге, весной 2010-го «Тройную границу» закрыли.

Но Боул и Бигелоу не стали отчаиваться и затеяли новый проект. Долгое время о нём не было известно ничего, кроме того, что это будет низкобюджетная драма на военную тему.

В ночь с 1 на 2 мая 2011 года, после почти 10 лет поисков, группа бойцов отряда «Морские котики» провела операцию по устранению Усамы бен Ладена – лидера террористической организации «Аль-Каида». По иронии, Бигелоу и Боул разрабатывали фильм, который рассказывал бы о безрезультатности охоты на «террориста №1» и о тех огромных финансовых и человеческих ресурсах, которые на неё тратились. Новость об убийстве бен Ладена поступила незадолго до запланированного старта съёмок, и создателям стало понятно, что фильм нужно будет полностью переработать.

К счастью для Бигелоу и Боула, главный продюсер проекта Меган Эллисон разделяла их взгляды и творческое видение и продолжала их поддерживать. К ещё большей радости создателей, уже в конце мая 2011-го у будущего фильма появился дистрибьютор – Columbia. Это было особенно важно, так как с «Повелителем бури» творческому коллективу пришлось ждать больше года, пока фильм добрался до кинотеатров. С безымянным новым проектом такой проблемы уже не было.

Как и раньше, работа над фильмом велась в атмосфере строжайшей секретности. Даже его название никто не разглашал. Но в то время как общественность держалась в неведении, Бигелоу и Боулу был предоставлен беспрецедентный доступ к засекреченной информации. Сценарист и режиссёр проанализировали сотни документов и провели десятки интервью, в том числе с солдатами, проводившими рейд на убежище бен Ладена и, что особенно важно, с агентом ЦРУ, которая на протяжении 10 лет руководила поисками лидера «Аль-Каиды».

Доступ создателей к информации был настолько открытым, что в конце 2011-го режиссёр и сценарист были вынуждены давать показания перед руководством Департамента обороны США, которое посчитало, что кинематографисты узнали гораздо больше, чем им положено. Бигелоу и Боула даже обвиняли в нелегальном получении засекреченной информации. К счастью, за них заступились представители ЦРУ, подтвердившие, что процедура не выходила за рамки дозволенного законом.

Весной 2012-го, когда сценарий был завершён и все политические вопросы улажены, всё ещё неназванный фильм наконец перешёл в стадию съёмок, которые проводились в Индии, Иордании и Англии. Из-за задержек актёрский состав проекта претерпел значительные изменения. Наиболее серьёзной потерей стала Руни Мара, у которой была главная роль – агента ЦРУ, в целях конфиденциальности известной только как «Майя». Однако из-за проблем с графиком съёмок, Мара была вынуждена уйти, а её место заняла Джессика Честейн. По тем же причинам Бигелоу пришлось попрощаться с Томом Харди, Идрисом Эльбой и Гаем Пирсом. Но свято место пусто не бывает, и фильм, получивший рабочее название «Ради бога и государства», всё равно обзавёлся потрясающим актёрским ансамблем: помимо Честейн в него пришли Джейсон Кларк, Кайл Чендлер, Гарольд Перрино, Джоэл Эджертон, Крис Прэтт и Джеймс Гэндолфини.

Съёмки были завершены в июне 2012-го и прошли без особых проблем. Чего нельзя сказать о выпуске картины на экраны. Выйдя в ограниченный прокат в Америке под окончательным названием «Нулевая видимость 30» (в СНГ – «Цель номер один»), фильм не только собрал восторженные отзывы критиков, но и мгновенно обрёл армию противников. Наиболее активно против фильма выступал сенатор США Джон МакКейн, заявивший, что картина Бигелоу фальсифицирует события, восхваляет применение пыток против военнопленных и тем самым пропагандирует эту отвратительную практику. Сама Бигелоу, как и Боул, и руководитель Columbia Эми Паскаль, заявила, что фильм ничего не пропагандирует, а лишь показывает факты, предоставляя зрителю право самостоятельно делать выводы.

«Нулевая видимость 30» на армейском жаргоне означает «30 минут после полуночи» – самое тёмное время суток, в течение которого проводился рейд. Ввиду того, что нашему зрителю оригинальное название ни о чём не говорит, прокатчик сменил его на более стандартное «Цель номер один».

Но слова создателей убедили далеко не всех. После оглашения номинантов на «Оскар-2013», где «Цель номер один» была выдвинута в пяти категориях (что примечательно, «Лучшего режиссёра» среди них нет), ряд голосующих членов Киноакадемии, включая актёров Мартина Шина и Эда Азнера, выступил за то, чтобы объявить фильму бойкот. С другой стороны, подобная шумиха помогла привлечь к картине дополнительное внимание, и в премьерный уикенд «Цель номер один» стала на первую строчку кассовых сборов, собрав 25 миллионов долларов (более половины своего бюджета), так что нет худа без добра.

Действительно ли Бигелоу преследует политические и идеологические цели, или же критики эксплуатируют художественное произведение для продвижения своих интересов? Есть только один способ узнать – посмотреть фильм и решить самостоятельно.

Рейтинг ожиданий: 10 | В прокате с 21 февраля 2013

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here