Ждите меня, призраки прошлого
После увиденного бурлят разные эмоции, но точно не мысли. «Лев» австралийского режиссёра Гарта Дэвиса – форменное эмоциональное кино и квинтэссенция понятия побега. «Лев» – реальный поход, скитание и одиссея. Яркая картина, в которой есть сильный актёрский состав и душераздирающая реальная история, может спокойно найти не только свою публику, между прочим, совершенно интернациональную, но и способна стремительно вовлечь в сюжет.
Картина Дэвиса изначально обладает беспроигрышным преимуществом – жизненное приключение индийца Сару Брайерли, который потерялся на четверть века. Его усыновила австралийская семья, но спустя долгие годы парень всё же находит и возвращается к кровной матери. Материал потрясающий, а в исполнении хоть и нет ничего радикального, авторы фильма убедительно и красиво показывают трагическую судьбу юнца, рассказывая о нём в хронологическом порядке, что приводит к весьма странной структуре повествования. Дело в том, что большую часть картины зритель проводит с кочующим пятилетним Сару, а вот взрослого юношу нам показывают значительно меньше. Сюжетная дисгармония – единственная слабость картины. Сложновато сочувствовать сперва милому ребёнку, чья жизнь изуродована случайным обстоятельством, а потом тревожиться за молодого человека, не находящего себе места из-за призраков прошлого. К тому же режиссёр не замедляет порывистый ход повествования, чтобы позволить нам прочувствовать, что значит быть гонимым, бездомным, бедным и душевно обездоленным.
Два деревенских брата Сару и Гудду проживают в сельских районах Индии и проводят будни, подрабатывая и воруя, чтобы материально помочь матери. Однажды в их жизни происходит нечто немыслимое: братья по глупым причинам оказываются разделены. Отправляясь на ночную работу, старший Гудду оставляет Сару на железнодорожном перроне, чтобы тот его дожидался. Утомившись, ребёнок засыпает на скамейке, а проснувшись, не находит ни брата, ни пути к дому. Как говорится, хватить спать – всю жизнь проспишь. В фильме фраза выражена жутковато. Малыш садится в поезд, не подозревая, что лишь отдалится от родных. Сару по ошибке уезжает аж за 1600 километров от дома. В густозаселённом городе Калькутта мальчишка сталкивается с бродяжничеством и трудностями понимания языка местных жителей (Сару говорит на хинди, а местные на бенгали). Гарт Дэвис рассказывает о хрупкой крохе в большущем стоге сена. Впоследствии герой попадает в детдом, а позже его усыновляет бездетная австралийская пара Сью и Джон Брайерли (ласкающая глаз Николь Кидман и Дэвид Уэнэм). Мальчик привыкает к новой семье, окружённый заботой и любовью после чудовищно мучительных страстей.
Годы пролетают, и вот уже возмужавшего и уверенного Сару играет лохматый Дев Патель. Он учится в университете и дружит с миленькой одноклассницей Люси, в неблагодарной роли которой выступает Руни Мара, отдалённо напоминающая утонченную Одри Хепберн. Как-то раз за бутылочкой пива с друзьями Сару напоминают о его трагедии. Призраки давно ушедших дней оживают, и герой подчиняется мысли о поиске матери и брата. Знания, упорство и щепотка чуда творят дивные дела.
Сюжет старый, но изображён немудряще свежо и трогательно. Снято строго, фрагментами изобретательно, характер мрачный, а герои сердечны. Примечательно, что «Лев» предметно пуст и чрезвычайно манипулятивен. Есть мелочи, к которым можно придраться, но общее настроение позволяет любые недочёты перечеркнуть. Фильм длится более двух часов, но пугающий хронометраж почти незаметен благодаря волшебной актёрской игре, необыкновенному ходу судьбы главного героя и, разумеется, показу редких уголков Индии.
Без всяких сомнений, важно отдать должное бесхитростному мальчугану Санни Павару. Во многом благодаря ему «Лев» исключительно выразительный и очаровательный. Его лёгкость и улыбчивость вызывают восторг. Читаемое, но несмотря ни на что бьющее по чувствам падение маленького Сару в дремучую бездну завораживает. Да, Сару живёт в страшно невыносимом убожестве, но атмосфера вокруг воздушна и умиротворённа, ведь рядом заботливые мать и брат, пусть и малость легкомысленные. Прыткий, непоседливый юнец попадает в сущий кошмар: его туда-сюда гоняют местные жители, его пытаются поймать то ли бандиты, то ли насильники, то ли продавцы органами.
Небезучастен и оператор Грейг Фрэйзер: что ни кадр – то мощная фотография. Он уже работал над мрачными «Охотником на лис» и «Ограблением казино», поэтому знает не понаслышке, как изобразить замкнутость и изгойство, да так, что подчас неуютно даже взрослому. «Лев» выглядит ошеломляюще красиво с первого до последнего кадра. А помогают создателям композиторы Фолькер Бертельман и Дастин О’Халлоран – их музыка лирична, но повелительна. Они до мелочей знают самые чувствительные струны мелодрамы и мастерски на них играют.
Когда речь идёт о финале, он ожидаем, и даже вопреки слащавому музыкальному сопровождению, несколько сдержанный. Из-за уверенного и энергичного напора первых двух актов, с появлением Дева Пателя сюжет потихонечку проваливается, но и актёр неплох в изображении человека, который застрял между двумя жизнями, а его воспоминания создают для нас эдакий рассказ в рассказе.
История приключений маленького мальчика, проявление характера и магия любви. Добавить нечего. Предсказуемо, но ничего невозможно поделать – грустно, умилительно и чувствительно. Совершенно причудливый и страшный вояж сильного духом юнца в поисках дома и, конечно, себя в смысле национальности. Кроме того, что это кино о сироте, невероятная судьба Сару показывает слияние миров и двигает мысль, что человек не должен противиться другой культуры, особенно бедной.
Фильм, основанный на мемуарах Сару Брайерли, не выдающийся, но удачный, развлекательный. Нескромный, чудесный дебют Гарта Дэвиса поражает драматически, операторски, монтажно и музыкально. «Лев» – это и детектив, и мелодрама, и социальная драма. Авторы намешали с душой от души, поэтому кто-то прольёт скупую слезу, а кто-то целиком пропитает платок.