Дональд Кларк (Томас Броди-Сангстер) – пятнадцатилетний подросток-девственник, и, как будто одного этого недостаточно, ещё и болен раком в терминальной стадии. Наделённый огромным талантом рисовальщика, Дон исчерчивает страницы комиксами о придуманном им молчаливом супергерое, спасающем сексапильных красоток и ведущего борьбу с одним из самых отвратительных злодеев, какого только можно увидеть, потому что изображает это лысое лицо со шрамом, разумеется, неизбежную смерть самого мальчика.
Натужно улыбающаяся мать и нервный бледноликий отец, в котором зрители с трудом опознают Майкла МакЭлхаттона, исполняющего роль ледяного негодяя Русе Болтона из «Игры престолов», таскают сына по психологам без какой-либо пользы. Однако затем на экране появляется доктор-танатолог Эдриан Кинг (Энди Серкис), вечно прихлёбывающий чай и дымящий сигаретой, и у него получается найти с Доном общий язык благодаря бескомпромиссной честности и неподдельной заботе.
«Смерть побеждает всегда», – заявляет психолог, и тогда становится понятно, почему Дональд побежит именно к этому человеку и тогда, когда взволнованно будет ждать первого в своей жизни свидания, и тогда, когда в последний раз будет думать о самоубийстве.
Никто и никогда не желает этого признавать, но лишь это признание нужно мальчику, которому смерть уже даже не дышит в лицо, а давно поселилась в нём самом, содрав с головы волосы и брови, просачиваясь в его вены ядом химиотерапии и лишая его шанса на какое-либо будущее за пределами ближайших месяцев.
Дональд знает об этом, и ему необходимо, чтобы признали остальные. Родители, которых жалко до слёз, находятся в безвыигрышном положении априори. Они ничего не могут сделать правильно, потому что никакого «правильно» в этой ситуации не существует.
Но они находят в ней единственно правильного для умирающего сына человека, благодаря чему, помимо прочего, зритель имеет возможность наблюдать за блестящим дуэтом одного из лучших молодых артистов современного кино Броди-Сангстера и непривычно вдумчивого, прищуренного без претензий на мудрость Серкиса, умиротворяющего, как вечный нелепый кардиган его персонажа, и острого, как тот шприц, с которым носится за альтер-эго больного подростка его лысая погибель.
Малоизвестный ирландский режиссер Йен Фитцгиббон снял по книге австралийского писателя Энтони МакКартена удивительно тонкий, умный и глубокий фильм о взрослении, плавно переходящем в смерть.
Если герои всеми любимых «Достучаться до небес» были, по крайней мере, взрослыми мужиками, которым полагалось напоследок «немножко пошалить», увидеть море и пожать руку Рутгеру Хауэру, у Дональда Кларка нет на это времени. Попробуй, сними об этом кино, чтобы не получилась засахаренная слезоточивая мелодрама даже тогда, когда в финале показываешь светлую улыбку первой и последней девушки почившего супергероя.
Как история Иисуса или Цезаря, незамысловатая история Дональда Кларка – один большой спойлер: персонаж умрёт. Причём, в отличие от Иисуса, не воскреснет, и, в отличие от Цезаря, не войдёт в историю.
Он просто жил. Рисовал талантливые картинки, мечтал лишиться девственности, выкурил единственный «косяк» в сцене, где люди обнажают свою любовь друг к другу, ругался со своим психологом и орал на жизнь за то, что так быстро кончается.
Смерть опять победила, но почему-то при взгляде на пронзительного до дрожи гадкого утёнка Томаса Броди-Сангстера в смешной шапочке, возникает странное ощущение, что и жизнь в этот раз не проиграла.