Меч солнца
«Принц севера» прежде всего интересен в историческом плане. Вышедший в 1968 фильм был режиссёрским дебютом Исао Такахаты, а также стал первым крупным проектом для Хаяо Миядзаки. Эти двое, как известно, потом вместе создали студию Ghibli, подарившую нам множество прекрасных произведений. Эта картина вошла в историю анимации как в техническом плане, принеся определённые инновации, так и плане рассказа историй. «Принц севера» был одним из первых произведений японской анимации с вполне взрослым повествованием, затрагиванием внутренней психологии героев, политических и социальным тем и стилизованным насилием. Но как бы громко ни звучали эти слова, нельзя не признать, что фильм выглядит наивно и по-детски в сравнении с современными представителями своего направления.
Так в самом ли деле хороша первая совместная работа Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки? Вопрос не самый лёгкий, но одного у картины почти 50-летней давности не отнять – у неё есть своё очарование, благодаря которому не сильно обращаешь внимание на проблемы фильма и его страшную устарелость.
Мальчик Хольс живёт на берегу моря с отцом и говорящим медвежонком (да, звери тут разговаривают, и да, никто не видит в этом ничего необычного). Из-за сражения с волками он случайно пробуждает каменного гиганта. Помогая избавится от «занозы» новоприобрётенному знакомому, Хольс достаёт меч солнца. Гигант рассказывает мальчику пророчество о том, что если меч перековать, им можно сразить злого мага Грюнвальда, а его владелец станет Солнечным принцем (в русской и одной из американских адаптаций – Принцем севера).
После этого мальчик разговаривает с отцом, находящимся при смерти, и тот рассказывает ему, что из-за Грюнвальда в их селении начались жестокие междоусобицы, и он с ещё совсем маленьким Хольсом, в надежде на спасение, ушёл оттуда. Полный решимости, Хольс отправляется в путешествие – отыскать других людей и победить злодея.
Поначалу получаешь некоторое удовольствие от того, как выглядит фильм. Буквально видно, как сменяются анимированные кадры, но потом ты к этому привыкаешь и уже перестаёшь обращать внимание. Но затем – всего пару раз во время крупных побоищ – «Принц севера» внезапно превращается в слайд-шоу. Понятно, что намеченные сцены полноценно анимировать в те годы было бы крайне затратно и едва ли возможно, но современному зрителю к подобному нужно быть морально готовым, чтобы уделить хоть какое-то внимание происходящему на экране.
Что ещё оставляет в недоумении – разница между качеством проработки внешности героев. Волки и особенно сова нарисованы довольно натуралистично, а вот люди на их фоне выглядят уж больно схематично, в том числе и главный герой. А уж совсем карикатурой кажется Грюнвальд. Выглядит он как смесь Чернобога из «Фантазии» и союзмультфильмовской Снежной королевы (последнее скорее всего неслучайно – Миядзаки называл «Королеву» тем, что для него определило выбор карьеры), что само по себе интересная смесь, но при этом от него не чувствуешь угрозы. От появляющегося в конце гигантского ледяного мамонта – да, но не от самого злодея.
Не составляет труда понять, какую роль сыграет появившаяся в середине Хильда – вместе с милой белочкой и совой, у которой чисто злодейские глаза. Изначальное поведение девочки так и вовсе заставляет сравнить её с умалишённой. Но эти и прочие вещи пропитаны наивностью происходящего, что не даёт судить фильм строго. Это произведение своего времени, и тем оно сейчас и любопытно.
Вердикт: Если вам сколь-нибудь интересна история анимации, то на «Принца севера» определённо стоит обратить внимание. В остальном он более чем необязателен.
7 |
5 |
7 |