Гранитное небо над головой
Санкт-Петербург – особое место. Здесь запросто можно встретить свою любовь, прогуливаясь по заснеженному двору с собакой, а обычный памятник искусства способен принести спасение от затянувшейся депрессии. В городе на Неве попытка суицида с лёгкостью приводит к знакомству с удивительными людьми, будничное посещение концерта оказывается проявлением самых светлых чувств, а обычное осеннее утро словно по волшебству превращается в самое важное и чудесное в жизни – стоит только разглядеть среди одиноко плетущихся по мостовым автобусов и склоняющихся к земле под гнётом холодного северного ветра кудрявых сосен подсказки судьбы.
«Петербург. Только по любви» – детище кинокомпании СТВ; фильм был презентован в июне на сочинском «Кинотавре». Альманах, который у многих зрителей может заслуженно вызвать ассоциации со знаменитой международной серией «Города любви», стал плодом усилий семи женщин-режиссёров. Сквозь призму людских судеб перед авторами была поставлена задача раскрыть город, его настроение, его особую атмосферу. Однако не все истории достигли намеченной цели.
Возможно, дело в том, что из всех занятых на проекте постановщиков только Анна Пармас (автор новеллы «Девочки») родилась в Северной Пальмире. Её работа – одна из лучших в фильме. Простая и лаконичная, в чём-то банальная, она подкупает эмоциональным диапазоном, лавируя от трагикомедии до мелодрамы. При помощи обаятельных актрис (Светлана Камынина и Надежда Маркина), уместного юмора и тонко подмеченных особенностей петербургского менталитета, Пармас выводит нехитрую сентенцию: в любых – даже самых глупых – ссорах дети выступают объединяющим моментом.
Поддерживают заданную линию рассказы Натальи Назаровой, Авдотьи Смирновой, Натальи Кудряшовой и Оксаны Бычковой. История Бычковой, пожалуй, наиболее лирическая из всех. Её герои – студенты (Надежда Лумпова и Александр Паль), познакомившиеся в обычное хмурое питерское утро на автобусной остановке. Они ищут простого человеческого счастья, в них бурлит жизнь, их ошибки не выглядят фатальными, ведь молодости свойственен максимализм, а искренность нельзя спутать ни с чем иным. В центре новеллы «Просто концерт» находится мать, разрывающаяся между тяжёлой работой и отношениями с собственным ребёнком. За ординарным сценарием, впрочем, удивляющим в развязке, скрывается простая истина: «Самое главное в жизни любого родителя – это его дитя».
«Выгул собак» Смирновой получился почти таким же невзрачным и серым, как и всегдашняя петербургская погода. Ярко блистает в ней лишь Михаил Боярский, которому достался необычный образ. «Аничков мост» Кудряшовой рассказывает об измождённой работой и – вполне возможно – личной жизнью женщине-экскурсоводе, которая с помощью своих туристов внезапно открывает для себя новый Петербург. Город этот загадочный, мистический, но вдохновляющий и царственно красивый. Эта находка помогает женщине преодолеть кризис. Рассказ получился у Кудряшовой спорным (сюжет будто бы высосан из пальца), но небезынтересным.
Напротив, перформанс Ренаты Литвиновой выбивается из общего тона повествования. Продемонстрировав свой как всегда причудливый взгляд на привычные вещи, актриса и режиссёр рисует абстрактную картину, в которой сюжет не является несущей конструкцией, диалоги представляются неконструктивными, а закадровый текст нарочно прочитан с показным дилетантством. Её работа – признание в любви не столько к Санкт-Петербургу, сколько к миру кино, театра и литературы.
А вот эклектичная новелла самой молодой участницы проекта, двадцатишестилетней Аксиньи Гог, по-хорошему удивляет. В ней почти не чувствуется свойственного недавнему выпускнику киношколы назойливого стремления демонстрации собственных познаний. И хотя финал истории сильно портит общее впечатление от работы, а слог режиссёра страдает праздничной выспренностью, мистическо-романтическая короткометражная лента «Селфи» в целом вызывает приятное послевкусие.
Вердикт: Амбициозный, но недоспелый киноальманах, которому не хватило крепкой продюсерской руки.
5 |
5 |
6 |