Любовь и смерть
«Строго на запад» – это первая полнометражная картина Джона Маклина и его третья работа с Майклом Фассбендером, с которым режиссёра связывают два короткометражных фильма и премия BAFTA. В 2009 году, когда Фассбендеру доставались исключительно роли второго плана, Маклин снимает с ним в главной роли свой первый короткий метр «Человек на мотоцикле». В 2011-м, когда у Фассбендера за плечами уже были «Джейн Эйр», «Стыд» и «Люди Икс: Первый класс», Маклин выпускает ещё одну короткометражку с Майклом и получает за неё престижную премию BAFTA. И, как известно, карьера Майкла Фассбендера в последующие годы стремительно шла в гору, и до сих пор не сбавляет обороты, а Джон Маклин, тем временем, готовился к разработке своего дебюта в полном метре. И спустя четыре года их третья совместная работа выигрывает гран-при на фестивале «Санденс».
«Строго на запад» рассказывает нам в полусказочной, полупсиходелической манере историю юного лорда Джея Кавендиша (Коди Смит-Макфи), который проделал огромный путь из Шотландии в Америку, чтобы найти свою возлюбленную Роуз. И посреди разорённого войной Запада он встречает немногословного и сурового Сайласа (Фассбендер), который вызывается (за определённую плату, естественно) сопровождать Джея в его путешествии.
Для начала следует отметить, что Новая Зеландия, где проходили съёмки фильма, никогда ещё не была так похожа на Дикий Запад (до этого она, в основном, была похожа на Средиземье).
И несмотря на сигару, зажатую в зубах Сайласа а-ля Клинт Иствуд, и многие другие атрибуты, отсылающие к классическим вестернам, «Строго на запад» уверенно можно ставить в один ряд с такими нетипичными представителями жанра, как «Мертвец» Джима Джармуша и «Предложение» Джона Хиллкоута (у которого, кстати, Смит-Макфи играл в постапокалиптической драме «Дорога»).
При всем романтично-меланхоличном настроении «Строго на запад», в фильме неожиданно много юмора: очень чёрного и даже злого. Это одна из антитез, которые составляют эту картину – тут и сказочное начало тесно переплетено с грязным реализмом, и яркая цветовая гамма диссонирует с мрачностью сюжетных поворотов. Но главное, на чём построена вся картина, – это противопоставление любви и смерти. Правда, Маклин не то чтобы противопоставляет их, а скорее показывает, что эти два абсолютно разных понятия неразрывно связаны друг с другом.
Тема любви и смерти раскрывается через главного героя – 16-летнего Джея. Этот впечатлительный мальчик любит самоотверженно, доверяет бездумно и видит в себе героя. Режиссёр делает акцент на его неопытности и непосредственности, которые присущи его молодому возрасту. И эти качества представляются как положительные: Джей мыслит иррационально, с точки зрения бывалого Сайласа, но эта иррациональность всегда позволяет зрителям понять тонкое мироощущение главного героя, которым порой Сайлас чуть ли не восхищается.
Говоря о центральной паре персонажей, нужно отметить, что динамика их взаимоотношений две трети фильма топчется на одном месте, затем делает очень большой, но краткий рывок и через несколько минут фильм заканчивается. В итоге, химия между Джеем и Сайласом прописана явно менее глубоко, чем думает сам Джон Маклин.
Что же до самих исполнителей, то лучшее, что можно сказать по этому поводу – все актёры на своих местах и уверенно себя чувствуют: Коди Смит-Макфи справляется с главной ролью лучше, чем от него ожидаешь; отличного Бена Мендельсона преступно мало; Карен Писториус в роли Роуз обворожительна, но её тоже не так много, как хотелось бы.
Единственный, кого можно особо выделить, – это Майкл Фассбендер. Он смотрится чертовски убедительно, и, вообще, ему идёт роль Клинта Иствуда. Но, опять же, это далеко не тот уровень, который ждёшь от артиста его класса, и Стив МакКуин до сих пор остаётся единственным режиссёром, способным полностью раскрыть мощнейший потенциал Майкла.
Вердикт: Дебют Джона Маклина вышел ладно скроенным жанровым кино, способным удовлетворить если не все свои высокие амбиции, то уж точно большинство. «Строго на запад» может удивить, рассмешить, шокировать, разбить сердце и надолго запомниться.
8 |
7 |
9 |