В России выходит не так много действительно качественных короткометражных фильмов. Хорошим получается что-то одно: будь то картинка, актёрская игра, или, реже всего, – сценарий. Но на самом деле нет ничего важнее сценария. Это понимал Квентин Тарантино, когда брался за «Бешенных псов», и об этом же побеспокоились авторы короткометражки «Тропа». Конечно, преждевременно говорить о том, что фильм перевернёт мир и удивит неискушённого зрителя, однако создатели работают в поте лица, чтобы этого добиться. О том, как проходили съёмки тизера «Тропы», вдохновении и причинах поведать свою историю посреди леса нам рассказали сценарист и режиссёр Родион Чистяков, оператор Егор Филин и генеральный продюсер проекта Олег Лукьянов.
– Расскажите об опыте, который вы получили во время съёмок тизера.
Егор Филин: Это будет непросто, но тем интереснее.
Родион Чистяков: Съёмки проморолика были обусловлены не только желанием привлечь внимание зрителей, но и необходимостью командной работы. Мне нужно было понять, как мы вместе сработаемся. Выводы для себя я сделал.
– Судя по описанию проекта, лес – это метафора на отношения. Почему вы выбрали именно эту тему?
Егор: Отношения между людьми – одно из наших главных богатств. Через общение мы получаем знания, чувства и опыт. Вечная и трудная тема – тема любви. Она преследует человечество с его появления, любовь – одна из причин радости, счастья на Земле, но также страдания и боли. Для каждого она разная, каждый извлекает свой опыт. Это очень похоже на природу: непонятное, прекрасное явление, которое человек изучает и живёт с ним с самого рождения. И в данном случае это лес. Тернистый, сложный путь отношений.
Родион: Конфликт, который происходит в «Тропе», решается небанальным способом. В этом отличие нашего фильма от других. У наших героев и без того есть серьёзные проблемы, но мы безжалостно лишаем их зоны комфорта и продолжаем издеваться до последней минуты хронометража. Возможно, некоторые наши зрители не справились бы с настоящими трудностями, как они. А то, что в фильме будет фигурировать лес, я решил ещё задолго до того, как приступил к написанию сценария. И на месте плохого режиссёра я бы снимал все фильмы в лесу до тех пор, пока не получится один хороший. Это ключевое место для того, чтобы понять, чего ты стоишь.
– Что вы можете сказать о некотором сходстве вашего фильма с творчеством раннего Триера?
Родион: Похожесть есть, но в целом она притянута за уши. Я вижу сходство конкретно с «Догмой 95». Я также хочу избавиться от иллюзии чувств на экране, или хотя бы уменьшить её. Для этого были выбраны актёры, душой похожие на своих героев. Но у нас расхождения с «Догмой 95» появляются уже на этапе разработки сценария. Действия происходят в абстрактном месте, а не «здесь и сейчас». Мы не используем внутрикадровую музыку и не отказываемся от статичной съёмки. Я считаю, что, для того, чтобы добиться искренности на экране, не нужно притворяться, что ты не умеешь пользоваться штативом. По крайней мере, Винтерберг это давно понял.
– Как вы пришли к тому, чтобы снять собственный фильм?
Олег Лукьянов: Всё началось с идеи. В данный момент у нас есть тизер, публикации в интернет-ресурсах, бюджет, как же без него. Общая мысль и достижение поставленной цели – это и есть профессиональное кино, даже если оно короткометражное. Было желание сделать хорошо, и мы делаем.
Егор: Родиона знаю давно, часто общались. Как-то раз он рассказал то, что хочет сделать: это не было эмоционально и на чувствах, всё было по делу и с подходом к нему. Тем более, природа отношений – это тема, которую мне всегда хотелось изучить.
Родион: Перед тем как начать работать над дебютом, я получил достаточный опыт для того, чтобы убедить себя в том, что это не будет очередной неудачной пробой пера. Изначально сценарий кардинально отличался от того, что мы имеем сейчас. Он редактировался с расчётом на наши реальные возможности в коммерческом плане. И как только все детали были учтены, мы запустили кампанию на «Планете». Очень невовремя запустили, но тогда у нас не было продюсера, который мог бы дать совет на этот счёт.
– Как несложно догадаться, свободы у вас хоть отбавляй. Вы используете её в нужном направлении?
Олег: Свободы? Смотря что под этим понимать. Каких-либо ограничений никто не испытывает. Те же локации максимально просты. Самые большие затраты – на производство и высококачественную художественную составляющую.
Егор: Да, над нами никто не стоит и не указывает нам, «как надо». Но это определяет свою ответственность – нужно делать всё самим и очень сильно стараться.
Родион: Главное ограничение свободы для меня – это деньги, которых катастрофически не хватает. О полной свободе творчества говорить не приходится. Сегодня я должен задумываться о возможности реализации той или иной сцены. Это тяжело и значительно мешает всему процессу. Но потому мы и отложили съёмки на весну – чтобы собранных денег было не жаль.
– Случались у вас какие-нибудь казусы во время съёмок тизера?
Егор: Куда же без них. Но нужно отдать должное команде – все решалось быстро и с наименьшими потерями.
Родион: Казусов было много. Например, штативная голова не подходила к слайдеру, из-за чего пришлось на ходу придумывать, как его стабильно установить на неровной поверхности. Такие мелочи вносят неразбериху и спонтанность в сжатые по времени съёмки. Для решения этих проблем в дальнейшем я уже нашёл специальных людей.
– На каком этапе сейчас находится пре-продакшн фильма?
Олег: Пре-продакшн уже практически закончился. В данный момент занимаемся техническими вопросами производства. Времени очень мало, съёмочный период уже весной. А таких вопросов пока много. Тем не менее, мы укладываемся в сроки.
Егор: Сейчас мы просмотрели все возможные варианты техники, всё сильно зависит от нашего конечного бюджета. Также у нас богатый список локаций, есть из чего выбирать.
– Что вы собираетесь делать с фильмом в дальнейшем?
Олег: О том, что будет в дальнейшем, пока рано говорить. Всё будет зависеть от просмотра. Ответственность за продвижение картины лежит на мне.
Егор: На мой взгляд, фестивали – это мишура, которой ослепляют людей, как «модная тусовка в школе». Но они дают возможность показать свой фильм. Мне бы хотелось, чтобы нашу историю увидели люди, извлекли из неё что-то своё, вне зависимости от того, понравится она им или нет.
Родион: Если у нас всё получится так, как и задумывалось, его увидит большое количество людей. А там уже посмотрим, что к чему.
Следить за новостями проекта можно на страничке во Вконтакте: https://vk.com/tropafilm
А помочь проекту можно на сайте «Планеты»: https://planeta.ru/campaigns/tropa