Страшные сказки

Недетские сказки

Если вспомнить сюжеты многих любимых с детства сказок, станет очевидно, что мотивы большинства из них дадут фору любому хоррору по количеству насилия и патологий – убийства, разврат, инцест, каннибализм и прочие «милые» вещи. Подойти к волшебным историям именно с этой стороны и рассказать их без прикрас решил итальянский режиссёр Маттео Гарроне («Гоморра»), снявший жёсткую готическую фантазию «Страшные сказки» по мотивам «Сказки сказок» Джамбаттиста Базиле.

В основе фильма – истории о нескольких правителях сказочных сран: бездетная Королева Долины Туманов (Сальма Хайек) отправляет мужа за сердцем морского чудовища, поскольку именно это сердце, приготовленное девственницей, поможет ей забеременеть; Король Одинокого Утёса (Венсан Кассель), сластолюбивый развратник, встречает в лесу юную красотку и берёт её в жёны, не зная, что она – жуткая старуха, превращённая ведьмой в молодую девушку; а Король Диких Гор (Тоби Джонс) больше заботится о гигантской блохе, чем о родной дочери, которую он с лёгкостью отдаёт замуж за жуткого людоеда из пещер.

Мягко говоря, детей на эту картину вести не стоит – Гарроне нисколько не пытается завуалировать имеющуюся в сказочной фабуле жестокость и подаёт жанровые условности буквально и откровенно. Из-за этого на экране царят и обнажёнка, и обильное кровопролитие (история принцессы и людоеда вообще вызывает куда больше ассоциаций с «Поворотом не туда» и «У холмов есть глаза», чем с «Красавицей и чудовищем»), но при всём при этом нельзя сказать, что режиссёр пытается сделать из своего детища нечто чрезмерно мрачное. Придав трактовке многих событий определённый процент реализма и драматизма, Гарроне не теряет сказочное очарование сюжета и напоминает зрителю, что сутью большинства волшебных историй является элемент притчи (в данном случае – раскрытие множества человеческих пороков).

Сама история рассказывается неторопливо, но совсем не скучно, атмосферно и завораживающе ритмично, чему очень способствует великолепная музыка Александра Депла. Небольшой бюджет – 12 миллионов евро – не дал возможности обильно использовать компьютерную графику, но это неожиданно оказалось большим плюсом. Активное злоупотребление нарисованными на компьютере пейзажами в последнее время уже заставило всех забыть, насколько волшебным и таинственным может быть обычный лес. А правильно подобранная натура может выглядеть куда аутентичнее павильонных съёмок. Это понимает и один из любимых операторов Дэйвида Кроненберга Питер Сушицки, построивший безупречно стильный и изящный кадр со сдержанной цветовой палитрой.

Актёры тоже находятся на своих местах – величественная Сальма Хайек замечательно смотрится как на троне, так и в сцене поедания гигантского сердца, Тоби Джонс всегда органичен в ролях эксцентричных недотёп, ну а в роли похотливого короля сложно увидеть кого-то более подходящего, чем Венсана Касселя. Отдельно хочется похвалить Ширли Хендерсон, великолепно сыгравшую одну из старух-сестёр, придав своему характеру трагическую глубину, и на её примере, как и на многих других, Гарроне лишний раз доказал, как часто в сказочных историях затрагивается настоящая человеческая драма.

Вердикт: Пленительное сочетание реалистичной жёсткости и сказочного очарования, полное актуальных аллюзий, подтекстов и украшенное хорошими актёрами, отличным видеорядом и завораживающей музыкой.

8

9

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here