Когда в 1975 году в прокат вышел фильм молодого режиссёра Стивена Спилберга «Челюсти», немногие прочили ему успех. Однако картина будущего автора «Списка Шиндлера» собрала внушительную кассу, посрамила критиков, будучи представленной в трёх номинациях премии «Оскар» (технических) и, по сути, стала первым летним блокбастером в истории кинематографа.

На острове Эмити начинается летний сезон, и местный город наполняется туристами. Однако в прибрежных водах объявляется гигантская белая акула, грозящая испортить праздник. Шеф местной полиции Мартин Броуди (Рой Шайдер) считает, что пляж необходимо закрыть. Но властный мэр поселения Ларри Воун (Мюррэй Хэмилтон) понимает, что этот шаг повлечёт за собой колоссальные денежные потери, и не соглашается с Броуди.

Челюсти

Тем временем, акула продолжает терроризировать местных жителей, увеличивая число жертв. Необходимость действовать становится очевидна, и власти города приглашают специалиста – охотника на акул, ветерана Второй мировой войны Куинта (Роберт Шоу).

Лента основана на одноимённой книге Питера Бенчли, который в свою очередь вдохновлялся реальными событиями, произошедшими в начале семидесятых недалеко от Лонг-Айленда. Как это часто бывает, права на экранизацию романа были куплены ещё до его публикации. Продюсеры Ричард Д. Занук («Кокон») и Дэйвид Браун («Шофёр мисс Дэйзи») сочли, что концепция произведения Бенчли как нельзя лучше подойдёт для остросюжетного фильма. Когда роман вышел, он мгновенно обрёл популярность и продержался в списках бестселлеров рекордно долгое время. Это ещё больше убедило Занука и Брауна в правильности их решения.

Челюсти

Главной препоной на пути к созданию «Челюстей» стала сама акула. Настоящую рыбу использовать на съёмочной площадке было невозможно. Поэтому к картине был привлечён художник-постановщик Джо Элвс («Близкие контакты третьей степени») – бывший глава отдела спецэффектов студии Walt Disney. На создание трёх механических копий семиметровой акулы ушло почти полгода. Первый её макет был целым, а два других были ориентированы на съёмку только с одной стороны (с правой и левой соответственно).

В качестве локации для фильма был выбран остров Мартас-Винъярд у побережья штата Массачусетс. В рамках подготовки к производственному процессу команда Спилберга соорудила рыбацкую лачугу. График съёмочного процесса был построен таким образом, чтобы к началу летнего сезона – 29 июня – команда «Челюстей» покинула курортный район. Но при работе над проектом возникли сложности. Из-за погодных условий (дождь, туман, шторм) дело застопорилось. Морские сцены снимались на открытой воде, и это также добавило проблем постановщику и его бригаде. Полторы недели было потеряно из-за того, что недалеко от места съёмочного процесса началась ежегодная регата нью-йоркского яхт-клуба. Корабли бесконечным караваном пересекали линию горизонта, и убрать их из кадра не было никакой возможности.

Челюсти

ЧелюстиДля того времени «Челюсти» были предельно жёсткими и шокирующими. Выполненная на технически безупречном уровне лента о белой акуле-людоеде вместе с похвалой вызвала настоящую акулофобию по всему миру. Были зафиксированы случаи тревоги из-за опасности нападения акул в Южной Калифорнии, а во Флориде был убит выброшенный приливом на берег кашалот, которого местные отдыхающие приняли за акулу.

Съёмочный процесс завершился лишь в конце сентября. В итоге вместо запланированных 52 дней работа над «Челюстями» растянулась до 155 дней, а производственный бюджет вместо 3,5 миллионов долларов превысил 8 (значительная сумма для того времени). Но затраты окупились: фильм собрал 470 миллионов в мировом прокате и заслужил положительные отзывы критиков.

Челюсти

Чем же удивили «Челюсти», за счёт чего стали классикой кино? Во-первых, фильм является по своему замыслу триллером. С той лишь разницей, что вместо традиционного убийцы в центре сюжетной линии – акула; враг фактически невидимый для героев. За счёт этого манёвра нагнетается саспенс, и режиссёр играет на привычных человеческих страхах. Напряжённость действия, разумеется, держится не только на интерпретации антагониста фильма, но и на грамотном и умелом монтаже, поразительных для того времени спецэффектах, работе слаженной актёрской братии, среди которой не было ни одной суперзвезды.

Во-вторых, противостояние жителей Эмити и акулы-монстра – это тонкая аллегория на схватку человека с силами природы. На противостояние с явлением, неподвластным нашему пониманию, когда победа равнозначна смерти неприятеля, а жизнь – самое ценное, что когда-либо было даровано человеку, а потому за неё стоит бороться из последних сил.

Челюсти

Вместе с тем, работа молодого Стивена Спилберга предельно реалистична и стилистически выверена. Да, акулы по большей части не достигают таких размеров, да и их поведение значительно отличается от образа действий акулы из «Челюстей». Но если отбросить эти нюансы, то перед нами лента о железном человеческом характере. История о долге, об отваге, основная сила которой – в режиссёрской работе. Соединив воедино наработки из поздних триллеров 50-60-х годов XX века с классическими философскими притчами вроде «Старика и море» Эрнеста Хемингуэя, постановщик сумел достичь того уровня искренности в своей работе, который не только мог развлечь и удивить зрителя, но и подталкивал его к серьёзным размышлениям на темы бренности жизни и поиска смысла существования. Впрочем, рассуждения на извечные темы бытия – далеко не первостепенная режиссёрская задача.

Фильм – не только мощный триллер, но и ода человеческой силе воли, неожиданному героизму. Мартин Броуди – один из центральных героев истории. В нём мы можем рассмотреть стереотипного «героя поневоле». Образ того самого парня из соседнего двора, который не раз в дальнейшем появлялся в более поздних работах мэтра («Особое мнение», «Война миров»). Не имея специальных навыков, Броуди, тем не менее, является той силой, которая способна сдержать безликое зло в лице акулы-убийцы. Зло, которое не обладает ни жалостью, ни состраданием, и убивает не «из-за», а «вопреки».

Стивен Спилберг

Отдельно стоит отметить шикарный саундтрек за авторством Джона Уильямса («Звёздные войны», «Инопланетянин»). Музыка буквально пропитывает фильм атмосферой неизбежного ужаса. Кроме композитора, воздать должное нужно и звукооператорам, чьи труды были поощрены различными наградами.

В этом году в Соединённых Штатах сорокалетний юбилей ленты Спилберга решено было отметить с особым размахом. По этому поводу на всей территории страны в 500 избранных кинотеатрах прошёл одновременный специальный показ «Челюстей».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here