Приключения начинаются…
«Обретение свободы – самая большая радость, доступная человеку», –
Хаяо Миядзаки
Идея создать мультфильм, посвящённый приключениям Арсена Люпена III, пришла в голову Хаяо Миядзаки после знакомства с японской мангой, написанной и проиллюстрированной Манки Панчем. Первый полнометражный мультфильм о приключениях Люпена III, «Тайна Мамо», вышел 16 декабря 1978 года, а фильм Миядзаки был выпущен год спустя после финансового успеха первого фильма.
Несмотря на то что «Замок Калиостро» был и остаётся режиссёрским дебютом Миядзаки в кино, будущий основатель Ghibli ранее много работал на телевидении, и среди его режиссёрских работ можно выделить первую часть аниме-сериала «Люпен III» – совместно с Исао Такахатой – и аниме-сериал «Конан – мальчик из будущего» по мотивам романа Александра Кэя «Невероятный прилив».
«Замок Калиостро» стал образцом тотальной мультипликации Миядзаки, позволяющей передать любые движения воображаемой камеры, через которую смотрит зритель. Работа над фильмом началась с написания сценария и создания раскадровок. Всего на проект было затрачено семь с половиной месяцев – и только пять ушло на производство.
Позже Хаяо Миядзаки, объясняя затяжную работу над мультфильмами, признавался: «Конечно, у нас на студии есть и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: “Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаём тайну, а тайна никогда не бывает идеальной”. А начиная работать, никогда не знаешь, что получится в итоге». Что ж, похоже, здесь великий аниматор немного лукавит, как раз идеальные линии и сюжеты удаются ему лучшего всего.
Главный герой «Замка Калиостро» – благородный вор и роковой герой без страха и упрёка Арсен Люпен III (внук того самого Арсена Люпена). На этот раз знаменитый мошенник оказывается в центре непредсказуемых афер и приключений. Кража денег из казино, погони на машинах, спасение принцессы, побег от преследователей по крышам, встреча с фальшивомонетчиками, опасные авантюры в замке Калиостро – всё это придаёт мультфильму особое головокружительное обаяние.
К «первенцу» Миядзаки можно легко придраться, назвав его «слишком европейским» и немного затянутым, но японский режиссёр способен доказать, что язык его работ настолько универсален, что способен «читаться» и в европейской, и в японской культурах.
Конечно, «Замку Калиостро» далеко до «Унесённых призраками», «Ходячего замка» и других творений Хаяо Миядзаки с их безусловной самобытностью, метафоричностью и многослойностью, но обаяние и искренность, присущее всем работам мэтра, легко можно обнаружить и в «Замке…». Например, в образе главного героя, «горе-афериста», мечтающего о лучшей жизни и никогда не теряющего присутствия духа. Да и в присущем Люпену романтизме (спасение принцессы из плена зловещего графа Калиостро) легко угадываются все персонажи будущего Миядзаки от «Навсикаи из Долины ветров» до «Рыбки Поньо на утёсе».
«Анимация – это не то, когда ты берёшь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация – когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого». И в очередной раз пересматривая «Люпена III: Замок Калиостро», легко убедиться, что вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека.