Телевизионный мультсериал можно смело назвать одним из самых любимых зрительских форматов. С одной стороны, что может быть проще: придумать персонажа и – одну за другой – генерировать истории с его участием? Но, с другой стороны, что может быть сложнее, чем придумать персонажа, за которым зрителю было бы нескучно наблюдать?

Мультсериал «Лаборатория Декстера» вырос из дипломной работы Геннди Тартаковского. Геннди Тартаковский – он же Геннадий Борисович Тартаковский – родился в 1970 году в Москве, но через пару лет покинул страну вместе со своей семьей и переехал в Италию. Именно там, по воспоминаниям самого Тартаковского, он впервые столкнулся с искусством: «Мы познакомились с одной девочкой, которая очень красиво рисовала. Я же не мог нарисовать элементарный круг!»

Геннди Тартаковский
Геннди Тартаковский

Когда Геннди исполнилось 7 лет, семья переехала в Чикаго. Это стало для ребёнка культурным шоком: на него хлынула настоящая лавина американской культуры. Тартаковский отмечает, что на его творчество как мультипликатора очень повлияли комиксы: по ним он не только учил язык, но и «впитывал» определённую манеру визуального представления мира.

Немалое влияние оказали на будущего мультипликатора и его отношения с другими детьми. В одном из интервью ему задали вопрос, не является ли Декстер его уменьшенной мульт-копией. На что Тартаковский ответил: «Я был эмигрантом и привык чувствовать себя не таким, как все. Для американских детей я был другим: говорил по-другому, выглядел по-другому и даже пах по-другому. И больше всего мне хотелось вписаться, стать частью коллектива. Но Декстер – он более уверен в себе. Если он не вписывается в окружение, он сам создаёт себе окружение: ему комфортно быть аутсайдером».

Лаборатория ДекстераСемья Тартаковского хотела, чтобы Геннди связал своё будущее с рекламой и бизнесом. Однако он слишком поздно подал заявку в колледж: свободных мест на этих направлениях уже не было. Тогда Геннди выбрал занятия анимацией. И, кажется, сразу же влюбился в эту возможность оживлять нарисованные на бумаге истории. После обучения в колледже он поступил в известный Калифорнийский институт искусств (California Institute of the Arts).

Именно там он познакомился со своими будущими коллегами «по цеху»: Робом Рензетти и Крейгом МакКракеном. Именно там Геннди нарисовал высокую стройную девочку-балерину, одетую во всё розовое. И для контраста рядом с ней пририсовал короткого, похожего на квадрат мальчика. Так родились прототипы героев будущего сериала – глупая и жизнерадостная Ди Ди и её гениальный и непонятый миром брат Декстер.

Лаборатория ДекстераВскоре американская мультипликационная студия Hanna-Barbera пригласила Крейга МакКракена для работы над мультфильмом «Два глупых пса» (2 Stupid Dogs). МакКракен порекомендовал своих университетских друзей – это и стало поворотным моментом в карьере Тартаковского. Он получил возможность работать в одной из ведущих мультстудий США, и более того – создавать свои собственные миры. И его не смущало даже то, что его кабинетом был трейлер, стоящий на парковке студии…

Пилотная серия «Лаборатории Декстера» вышла на канале Cartoon Network в феврале 1995 года. Прошедшая с блеском премьера и отклик зрителей убедили канал заказать у Тартаковского и его команды полноценный первый сезон, стартовавший в апреле 1996-го. Популярность сериала и любовь к его персонажам вылилась в массовое производство комиксов, игр и игрушек по мотивам. Суммарно было создано 52 серии, а сериал продолжал выходить до 1999 года.

Лаборатория ДекстераПосле этого Геннди посвятил себя работе над другими проектами. Однако в 2001 году Cartoon Network собрал новую команду и возродил сериал, создав дополнительные 26 серий. Окончательно производство сериала было остановлено в ноябре 2003 года.

Итак, о чём же «Лаборатория Декстера»?

Мальчик Декстер живёт в типичном американском городе, в типичной американской семье: мама, которая следит за домом; папа, который работает и кормит семью, и старшая сестра Ди Ди – единственная, кто знает великую тайну Декстера.

Дело в том, что Декстер – не просто мальчик. В теле этого маленького, похожего на гнома персонажа, живёт интеллект гениального учёного. В комнате Декстера стоит огромный шкаф с книгами, которые он – вероятнее всего – прочитал ещё в младенчестве. Но самое главное, что за этим шкафом скрывается вход в тайную лабораторию, где хранятся гениальные изобретения, до которых мир – возможно – ещё не дорос.

Лаборатория Декстера

Геннди Тартаковский в одном из интервью так описывает Декстера: «Декстер – со странностями. Но мне кажется, такой персонаж есть внутри каждого из нас: маленький мальчик, который хочет заниматься любимым делом, но часто попадает в странные ситуации. С каждым из нас случалось подобное – и вот почему нам хочется смеяться над этим. Если персонажи вашего мультфильма постоянно выигрывают – это может наскучить. А вот персонажи, которые и проигрывают, и выигрывают, кажутся более – не знаю – живыми».

Лаборатория ДекстераНесмотря на то, что Декстер родился в типичной американской семье, он говорит с сильным акцентом. Одни считают, что это – русский акцент, который напоминает о русских корнях самого Тартаковского. Другие полагают, что Декстер говорит с немецким акцентом – и это является своеобразной «данью уважения» величайшим ученым XX века (например, кумиру Декстера – Альберту Эйнштейну).

Лаборатория ДекстераКаждая серия, продолжительностью около 30 минут, рассказывает об очередном дне из жизни Декстера и отношениях гениального мальчика с этим не всегда гениальным миром. Исключения составляют эпизоды, которые посвящены игрушкам-супергероям, в которые играет Декстер (чувствуется влияние комиксов, прочитанных Тартаковским в детстве). Есть также ещё цикл серий, посвящённых Обезьяне – подопытному животному Декстера, ведущему двойную жизнь.

У самого Декстера две главные проблемы. Первая – его заклятый враг Мэндарк, который живёт по соседству и тоже является гением. Но более злобным, чем Декстер. Кстати, «антагонизм» Мэндарка виден даже внешне – в отличие от невысокого Декстера, он длинный и вытянутый. Вторая проблема – его сестра Ди Ди. Ей – несмотря на неглубокие познания в науке и технике – каждый раз удаётся обойти защитную систему, попасть-таки в лабораторию брата и устроить там настоящий бардак. Тем не менее, Декстер ни в коем случае не враждует с ней: скорее, она отражает более чувственный и эмоциональный взгляд на жизнь, которого Декстеру часто не хватает.

Лаборатория Декстера

Если говорить о технике рисования «Лаборатории Декстера», то она заключается в весьма минималистичной манере: всё строится за счёт простых линий и чётких цветов. Тартаковский признаётся, что на его манеру рисования повлияла изобразительная культура и дизайн США 50-60-х годов. Они отличались минимализмом в сочетании с большой выразительностью. Каждый предмет – даже самый бытовой – воспринимался как идеальная икона.

Несмотря на то, что внешний вид Декстера претерпевал некоторые изменения, в его основе всегда лежал союз нескольких чистых цветов. Яркий оранжевый чуб, огромные чёрные очки с голубыми стёклами, белый халат, чёрные сапоги и финальный акцент – фиолетовые резиновые перчатки. Ди Ди нарисована так же просто – в её образе преобладают жёлтый и розовый.

Лаборатория Декстера

Стоит отметить, что минимализм хорош для создания мультипликационных сериалов: он позволяет экономить время и усилия аниматоров, что делает мульт-проекты менее финансово-затратными. Тартаковский признаётся, что намеренно упрощал фигуры Декстера и Ди Ди, минимизируя цвета и детали.

Несмотря на то, что «визуальная часть» мультфильмов Тартаковского попала под влияние культуры США, он признаётся, что видит некие отличия в своих творениях: «Когда я жил в Союзе, я смотрел по телевизору те же мультфильмы, что и все советские дети, – того же «Чебурашку». В Америке я очень быстро оказался под влиянием здешней культуры. Но когда я уже начал делать собственные мультсериалы, я понял, что всё-таки чем-то отличаюсь от здешних мультипликаторов. Наверное, это чувство юмора, которое воспитано на тех старых советских мультфильмах».

Лаборатория Декстера

Мультсериал «Лаборатория Декстера» стал одной из визитных карточек канала Cartoon Network. Возможно, потому что он – несмотря на слегка гротескную манеру – говорит с детьми об их проблемах. У каждого из нас есть тайна (лаборатория) и качества, из-за которых нас не понимают (гениальность). Но это не должно мешать нам делать то, что нравится и искать своё счастье. А там глядишь – и мир спасёшь случайно…

Тартаковскому часто задают вопрос, для какого возраста он создаёт мультфильмы. На что он всегда отвечает: «Для любого, наверное. Я делаю мультфильмы, которые мне самому интересно смотреть. И мне хочется верить, что я достаточно молод душой, чтобы эти мультфильмы нравились детям, и достаточно умудрен, чтобы они же могли понравиться взрослым».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here