О чём мечтают андроиды
Наверное, режиссёр Габе Ибаньес зачитывался в детстве той частью фонда классической фантастики, где проработанная теория и социально-философская составляющая были не менее (а то и более) важны, чем напряжённое действо или яркие персонажи. Это бы пролило свет на то, почему «Страховщик» при всей своей претенциозности разочаровал всех тех, кто обманулся рекламной кампанией и подумал, что фильм является если не фантастическим боевиком, то хотя бы напряжённым триллером. Но может ли новая испанская картина претендовать хотя бы на глубину и хороший сюжет?
История рассказывает о страховом агенте Жаке Вокане (Антонио Бандерас), который в нуарном городе будущего расследует загадочные инциденты неповиновения андроидов основным законам местной робототехники. Мир вокруг катится под откос, пустыня наступает на последние очаги цивилизации, а небо плачет радиоактивными слезами. Вокан пытается хоть отчасти понять устроение проснувшихся в механических телах личностей и оказывается втянутым в противостояние людей и машин, которые вопреки человеческим стереотипам всё никак не берут в свои манипуляторы шестиствольные миниганы.
Пожалуй, из «Страховщика» можно было бы сотворить сильную короткометражку, где харизматичный Антонио Бандерас сталкивается с «ожившими» роботами, а затем после глубокомысленных бесед на фоне предапокалиптических декораций решает помочь им с переселением в «прекрасное далёко». Дело в том, что как раз главные козыри картины Ибаньеса это и есть хороший центральный актёр, практически кожей ощутимая атмосфера разрухи да спецэффекты. У растянутой же почти на два часа истории средней банальности сложно определить принадлежность даже к тому или иному жанру.
Для боевика экшена очень мало. Для триллера повествование слишком неспешное. Для драмы не хватает проработанных персонажей и банального интереса автора к их историям. Герои появляются без предыстории и почти также бесславно исчезают. Потенциально интересные персонажи Мелани Грифит и Дилона МакДермотта не имеют на двоих, наверное, и пятнадцати минут экранного времени.
Режиссёру, безусловно, интересно поразмыслить над вопросами места человечества в мире и его связи с собственными созданиями – машинами. Конечно, можно обвинить сценаристов в том, что идеи вроде «гордое человечество совсем не всесильно» уже набили оскомину, но, следует отдать фильму должное: пища для пытливого ума здесь найдётся. Другое дело, что серьёзное содержание с претензией на реалистичность периодически натыкается на сюжетные грабли уровня попкорновых блокбастеров, когда герои неожиданно глупят, а законы фантастического мира превращаются в условность.
Чтобы получить удовольствие от этого тянучего и депрессивного фильма, его надо прочувствовать и не ждать каких-то особенных откровений. Он как одинокая прогулка по пустоши – когда остаёшься наедине со своими мыслями и величественной картиной растянувшегося во все стороны однообразного выжженного безмолвия. Столь же величественного, сколь и мрачного.
«Страховщик» – пример фантастического кино, над которым не корпели голливудские продюсеры, ножницами подгоняющие авторские взгляды под привычное для современного зрителя русло. Это дало фильму возможность пойти по собственному пути, стать не таким, как многие схожие по концепции картины. К сожалению, фильму Ибаньеса не хватает глубины и качества сценария, чтобы стать действительно умным или внутренней энергетики, чтобы покорить много зрительских сердец.
Вердикт: Нестандартное фантастическое кино, в котором содержание превалирует над формой, но гарантий от скуки и действительно сильного сценария не предоставлено.
Для глаз
|
Для мозга
|
Для сердца
|
7 |
9 |
5 |