«Белая королева» – англо-американский десятисерийный исторический сериал британского телеканала BBC, вышедший в 2013 году и снятый по мотивам романов британской писательницы Филиппы Грегори.
«Белая королева» повествует о событиях войны Алой и Белой розы (1455-1485). Непрерывная война двух ветвей династии Плантагенетов, Ланкастеров (красной розы) и Йорков (белой розы), завершилась воцарением Генриха VII Тюдора. В серии исторических романов Грегори о «войне кузенов» происходящие события изложены с точки зрения женщин. Отсюда взят и слоган сериала: «Мужчины идут в бой. Женщины ведут войну».
«Белая королева» – это истории трёх амбициозных женщин, каждая из которых в своё время стала королевой Англии – Элизабет Вудвилл, жена Эдуарда IV, Анна Невилл, супруга Ричарда III и Маргарет Бофорт, мать первого царствующего Тюдора. Каждая из королев имеет свою неповторимую любовную историю, свою тайну и, как следствие, свой «скелет в шкафу».
Режиссёрами проекта выступили Колин Тиг, Джеймс Кент и Джэми Пэйн. Съёмки сериала проходили преимущественно в Бельгии в течение 125 дней, где нашлась подходящая натура и архитектура, соответствующие концу XV века.
Главные роли разделили сплошь британские телезвёзды. Макс Айронс (сын знаменитого Джереми Айронса) воплотил образ Эдуарда IV, валлийский актёр Анерин Бернард сыграл во многом «обновлённого» Ричарда Глостера, будущего короля Ричарда III, Дэвиду Оаксу, известному по сериалам «Борджиа» и «Столпы земли», досталась роль среднего брата Джорджа (Георга) Кларенса. Популярный английский актёр Джеймс Фрейн, на счету которого как роли в сериалах («Тюдоры», «Настоящая кровь»), так и в голливудских проектах («Воды слонам», «Одинокий рейнджер»), сыграл могущественного лорда Уорика, серого кардинала и «создателя королей», а также отца Изабеллы и Анны Невилл.
Что до женского каста, то главная роль Элизабет Вудвилл досталась британской актрисе шведского происхождения Ребекке Фергюсон, которая получила номинацию на «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль в телесериале. Британская актриса Аманда Хейл сыграла леди Маргарет Бофорт. Изабеллу Невилл, жену Джорджа Кларенса, изобразила английская телеактриса Элеанор Томплинсон, а театральная актриса Фей Марсей воплотила образ Анны Невилл.
Сразу после выхода пилотных серий «Белая королева» получила разнородные отзывы. В мире сериал винили в приблизительной исторической достоверности излагаемых событий и общей стилизации, а негативные отклики критиков преимущественно были связаны с претензиями к изображению исторических персоналий, характеры которых в реальной жизни были гораздо глубже и интереснее показанных в сериале.
На исторической родине в Британии «Белая королева» также получила смешанные рецензии. Причиной этому стало её сравнение с популярной «Игрой престолов». Например, «Индепендент» дал в целом положительную рецензию, отметив, что «”Белая королева”, безусловно, более исторична, чем «Игра престолов» и доставит поистине невинное удовольствие многим любителям исторических телепроектов». А «Дэйли Телеграф» написал, что «сериал пытается усидеть сразу на двух стульях, но в итоге получается не слишком интересным и серьёзным для историков и в то же время недостаточно занимательным для поклонников «Игры престолов».
Но основная проблема «Белой королевы» кроется, скорее, в трактовке главных женских характеров, женщинах, одержимых властолюбием, которым при всех выпавших на их долю испытаниях, очень сложно сопереживать. Если кто-то и достоин сочувствия, то скорее их мужчины, которые всем доморощенным интригам предпочитают выяснение отношений в открытой схватке на поле брани. «Белая» королева Элизабет Вудвилл, жена Эдуарда, то и дело прибегает к интригам и наветам, а когда это не помогает, обращается к колдовству, дабы извести своих врагов. Её основной целью в жизни становится желание любой ценой разлучить мужа с братьями, потому что «чем ближе он к ним, тем дальше от меня». Именно Елизавета уговаривает Эдуарда избавиться от его мятежного брата Кларенса и проклинает последнего Плантагенета Ричарда III, когда понимает, что её мечтам о воцарении Вудвиллов на престоле не суждено сбыться.
Будущая «алая» королева Маргарет Бофорт, мать Генриха Тюдора, с одной стороны, предстаёт как женщина непоколебимой воли и терпения, годами ожидающая благоприятного для её династии исхода войны, но на самом деле это обыкновенная непреклонная фанатичка, готовая буквально на всё (от выгодного замужества до убийства принцев Йорков), чтобы посадить сына на английский престол.
Наконец, дочь «создателя королей» Анна Невилл, которую сначала мы видим «кроткой мышкой», как о ней говорит отец, но по ходу развития сюжета оказывается, что жажда короны и власти не обошли стороной и её. Именно она советует Ричарду, что делать, чтобы укрепиться на престоле в качестве лорда-протектора, а затем и короля. Но исчезновение принцев из Тауэра, потеря сына и последующее сближение Ричарда с Элизабет Йоркской подводят черту под её планами и мечтами. Анна умирает не только от прогрессирующей болезни, но и от осознания того, что их с Ричардом любовь не выдержала испытание властью, к которой она так стремилась.
Несмотря на очевидные промахи, сериал «Белая королева» прошёл с весьма неплохими рейтингами и получил номинацию на «Золотой Глобус» за лучший мини-сериал или телесериал. В конце концов, это костюмная историческая теледрама, снятая в так любимом британцами жанре heritage и представляющая определённый, если не исторический, то любительский интерес к краеугольным событиям английского Средневековья.
А сравнение критиками «Белой королевы» с «Игрой престолов» вполне закономерно, ведь престольная война Старков и Ланнистеров не что иное как фэнтезийный вариант войны роз Ланкастеров и Йорков, о чём не раз говорил Джордж Мартин. Так почему бы не скоротать время в ожидании нового сезона «Игры» в компании её исторического прототипа? Благо, для этого есть все основания. «Белая королева» ни в чём не уступает сериалам производства BBC, известным своими великолепными декорациями и скрупулёзным воссозданием реалий изображаемой эпохи, в чём островитянам, кажется, по-прежнему нет равных.