Ездили – знаем!
Самолётом, поездом, машиной – без разницы чему отдать предпочтение. Опасность в лице организованной преступности будет преследовать повсеместно, даже если совершить воскресный променад на своих двоих – такова участь безбоязненного Лиама Нисона, которую схематично, как карту железнодорожного сообщения, ему обрисовал режиссёр Жауме Кольет-Серра. Последние работы испанского постановщика – компактные экшен-триллеры с обостряющимся клаустрофобическим расстройством, поэтому в новой ленте он не стал сходить с накатанных рельсов, а толчком ещё раз вдавил ведущего актёра в кучное скопление разношёрстных пассажиров.
Если Кольет-Серра в обозримом будущем планирует создать пока негласную «транспортную» трилогию, то в заключительной части действие обязательно должно развиваться внутри двухэтажного автобуса дальнего следования – своеобразный ремейк «Скорости», только уже с Лиамом Нисоном в главной роли. Пока что узкий салон авиалайнера из аэродинамического «Воздушного маршала» незамысловато заменён тесным вагоном пригородной электрички, а смазанный задник за окном предусмотрительно избавлен от слепящей синевы.
Чтобы сразу же погрузить в напряжённое настроение фильма, создатели со вступительных титров целенаправленно раздражают основную аудиторию мельтешащей нарезкой будничных поездок главного героя; меняются только капризы погоды. В «Пассажире» Нисон – страховщик среднего класса Майкл МакКоли, тратящий на рутинный маршрут до офиса и обратно несколько часов зацикленной жизни. За время дороги можно успеть побеседовать с другим завсегдатаем поезда, Уолтом, или проштудировать для поступающего в престижный университет сына пару-тройку страниц обязательного домашнего чтения.
Дорогостоящее обучение, ипотечный кредит и обслуживание крупногабаритного автомобиля – для всего этого нужен достаточный заработок. Вот только в связи с поголовным сокращением рабочих мест Майкла увольняют из компании в самый неподходящий момент. Казалось бы, в семье наступил финансовый кризис, но по пути домой к Майклу рядом подсаживается таинственная незнакомка в исполнении прекрасной Веры Фармиги и кокетливо предлагает 100 тысяч долларов за плёвое задание – обнаружить и сообщить. Решение Майкл должен принять до следующей остановки, выполнить поручение – до конечной станции.
Какие бы различные должности ни занимал седовласый Майкл, от однотипного бэкграунда избавиться он никак не может: за спиной как минимум несколько лет примерной службы в правоохранительных органах. Данная характеристика в личном деле протагониста всякий раз оправдывается до банального просто: события вынуждают в одночасье размять засохшие мышцы, а ожидать такого от неподготовленного кабинетного труженика не приходится. Когда бойкая перебранка не даёт надлежащего результата, в дело вступает физическое унижение – в этом-то Кольет-Серра успел набить кулаки. И без того корявые морды противников уродуются о твёрдые спинки сидения, о натоптанный пол, о выступающие полки для багажа и так далее. А в лучшей сцене «Пассажира», где оператор Пол Кэмерон отснял неумолимый поединок якобы одним сплошным дублем с применением волшебных свойств постмонтажа, в расход идут и плотные вставные окна.
Ещё в кадр иногда пробираются звёздные гости из последнего вагона: уже упомянутая Вера Фармига, непутёвый Патрик Уилсон, Сэм Нил из «Острых козырьков», Джонатан Бэнкс из «Во все тяжкие» и афроамериканка Летишиа Райт из финального эпизода 4-го сезона «Чёрного зеркала» и недавней «Чёрной пантеры». Однако такой нехилый актёрский потенциал растрачивается на беглое появление во вспомогательных ролях. Как в «Воздушном маршале» великолепная Джулианна Мур была не на своём месте, так и в «Пассажире» узнаваемые попутчики, скорее всего, попали не на тот рейс.
В первую очередь, конечно же, «Пассажира» хочется сравнивать именно с однотипным «Воздушным маршалом», акцентируя внимание на незатейливости авторов. Но под гудящий и стремительно приближающийся финал сценарные ухищрения набирают такую запредельную скорость, что все системы управления выходят из строя и неконтролируемый состав уже невозможно сдержать, – чем не фильм-катастрофа «Неуправляемый» от режиссёра Тони Скотта, где до верху напичканный химикатами локомотив несётся навстречу необратимому бедствию? В том и дело: в киношном представлении подобное уже случалось на железной дороге, и не единожды.
«Пассажир» – очередная прогонка по аналогичному направлению – с тем лишь изменением, что поколотые поленья в топку подкидывает дежурный машинист. Жауме Кольет-Серра все свои жанровые постановки заставляет пыхтеть и тужиться, чтобы выжать максимум из заезженной идеи – именно поэтому они собирают превосходящие бюджет суммы. Правда, до конечного пункта добираются не все пассажиры – некоторые понимают, что поезд идёт по кольцевой линии.