Понять, простить, принять
В каждой судьбе есть место обиде. Обиде долгой и всепоглощающей. Давно, казалось бы, забытой, но вот что-нибудь о ней напоминает – и становится мучительно больно от досады и чувства недосказанности. Хотя бывает и по-другому. Клер – главная героиня фильма «Я и ты» – долгое время подавляла обиды, но внезапная встреча с одним из обидчиков вместо горечи и ярости пробудила в ней желание с улыбкой вспоминать о прошлом, а ещё любить и позволить себе быть любимой.
Клер (Катрин Фро) – акушерка со стажем. Понятие жизни для неё неразрывно связано с работой. Каждый день протекает согласно расписанию, выверенному за многие годы. Клер знает, что за всё в ответе она сама и ждать помощи от кого-либо ещё не стоит. Не только в работе: Клер в одиночку воспитала сына, который сейчас получает образование медика. Будничную идиллию Клер нарушает её мачеха – Беатрис (Катрин Денёв). Она давным-давно оставила семью и больше не давала о себе знать. Если бы всё закончилось одним исчезновением, было бы не столь обидно. Однако вскоре после ухода возлюбленной отец Клер покончил с собой.
Разве может из этого выйти что-то хорошее? Скорее всего, Клер захочет вылить всю желчь на причину переживаний из прошлого – в мыслях она не раз репетировала этот диалог. Звонок, встреча, всё происходит так, как и должно. Но развернуться и уйти навсегда, оставив Беатрис наедине с собой, у Клер не получится. На это есть две причины: Беатрис больна, ей нужна помощь и поддержка. Ну, а Клер всё же не патологическая страдалица. Ей достаточно было высказаться, чтобы потом найти в себе силы простить и помочь. Как оказалось, не только Беатрис, но и самой себе.
Если ориентироваться на описание сюжета, складывается впечатление, что перед нами обычная плаксивая драма, понятная исключительно представителям слабого пола, но не стоит поддаваться предубеждению. Да, в картине основные персонажи – женские, но это не лишает фильм универсальности проблем, о которых идёт речь. «Я и ты» – это красивая история о возвращении и прощении, о фатальных поступках и невозможности их изменить, о том, насколько по-разному люди распоряжаются отведённым временем и могут ли в какой-то момент открыться забытым чувствам и впустить любовь.
Важная находка фильма – борьба за жизнь, пронизывающая практически все сцены. В оригинале фильм и вовсе называется «Акушерка», и этот акцент не случаен. Клер работает в роддоме и каждый день на работе видит, как начинается жизнь. Для Беатрис вопрос жизни стоит иначе. Она сомневается, не знает, нужно ли ей вступать в бой с болезнью или просто закончить путь. Единственное, чего она боится – умереть в одиночестве, поэтому ей необходимо рядом нахождение родного человека, даже если он так сильно от неё отдалился. В результате Клер вдохновляется спонтанностью, беспечностью и невероятной энергетикой Беатрис и даже находит себе кавалера, а Бетрис, в свою очередь, начинает чуточку соответствовать своему почтенному возрасту, хоть и не теряет былую искру. Жизни героинь качественно меняются в результате дружбы, которая медленно зарождается между ними. Они учатся друг у друга, дают и принимают советы, решают проблемы сообща, проявляют заботу и открывают друг другу самое сокровенное: чувства и мысли.
Приземлённость человеческой драмы легко разбавляется наличием в фильме нескольких загадочных и символичных моментов, в числе которых и «письма из прошлого», которые дают простор для принятия собственных решений о судьбах героев. Например, полученное письмо от вновь исчезнувшей Беатрис – это прощание или всё же предвестие скорой встречи? Обволакивающая музыка, вид на очаровательные сады и сдержанную городскую природу вызовут желание отправиться во французский загород – тот самый маленький Эдем, который раньше предназначался для редкого отшельничества Клер, а позже стал местом для времяпрепровождения приятной компании героев. Вместе с ними, насладившись деликатесами или просматривая старые записи из семейного архива, хочется со светлой грустью вспоминать лишь хорошее и мечтать о будущем. Если вернуться к тому, с чего фильм начинался, родство двух женщин кажется совершенно неправдоподобным, но в этом и всё очарование фильма, который так плавно превращает ненависть в крепкую дружбу.