Смелость космос берёт
«Время первых» рассказывает о советских лётчиках – Алексее Леонове и Павле Беляеве, – которые в разгар Холодной войны должны были стать первыми людьми, совершившими выход в открытый космос. Сюжет затрагивает не только трудности подготовки к полёту и неприятности во время полёта, но и посвящает немало времени возвращению космонавтов домой.
Фильм должен был выйти ещё в прошлом году, но из-за перестановок режиссёра (Сергея Бодрова сменил Юрий Быков, которого позже заменили на Дмитрия Киселёва) и практически полного переписывания сценария и пересъёмок (Киселёв сильно поменял видение Быкова и выкинул большую часть готового «земного» материала), процесс затянулся. Это повлияло на результат, который, тем не менее, скорее хороший, чем нет.
«Время первых» можно поделить на три сегмента: подготовку, полёт и возвращение, и каждый проходит в разном ритме. Подготовку, которая при Быкове занимала полтора часа, сократили как минимум на час, однако даже в новом виде она кажется затянутой и необязательной. Показывают здесь мало интересного, а интриги в том, кто полетит – травмированный Беляев или другой претендент, только доказывающий в каждом кадре свою несостоятельность и не проявляющий интереса к полёту – нет. Личных переживаний героев, сомнений, тоже мало, и потому только и ждёшь, когда же Леонова (Евгений Миронов) и Беляева (Константин Хабенский) наконец отправят в космос.
И когда это происходит, фильм начинает дышать полной грудью и понимает, на чём нужно делать акценты. Всё выглядит дорого, красиво и натуралистично. Кажется, что нет ничего лишнего. На ум приходят «Аполлон 13» и «Гравитация» – и не в духе «там было лучше», а «у нас, оказывается, могут не хуже». Фильм становится в разы занимательнее: случаются неполадки, герои сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами и должны показывать, на что способны. Также здесь грамотно распределены шутки, чтобы зритель не только беспокоился за героев, но и немного переводил дух.
Кажется, окончание напряжённой и зрелищной «космической» части должно подвести к не длительному, но насыщенному финалу. Однако создатели надолго оставляют героев в заснеженной местности, где они бессильны что-либо сделать. Кульминация растянута настолько, что кажется, что тебе включили второй эпизод двухсерийного фильма, который всеми правдами и неправдами подгоняли под продолжительность первого. Здесь тоже хватает драмы, сильных эпизодов, но история чаще простаивает. Создатели вводят новых персонажей, рассказывают об их нелёгком выборе, а потом быстро о них забывают. Также никто в конце не вспоминает о проблемах с сердцем у космического конструктора Сергея Королёва (Владимир Ильин), что было немаловажной деталью в первой трети.
Впрочем, благодаря шуткам и актёрским работам – больше всего впечатляют Миронов (смелостью и упорством героя которого можно только восхищаться) и Ильин (спокойный, рассудительный, справедливый Королёв которого мгновенно располагает к себе) – фильм всё-таки не разваливается на части и смотрится более-менее цельно. Также он поднимает интересные вопросы: оправдан ли риск жизнями лишь ради того, чтобы обогнать другую нацию в космических свершениях? Или насколько должны учитываться интересы страны, когда речь идёт о спасении своих же граждан? «Служу Советскому Союзу!» – не раз повторяет Леонов, но в первую очередь отправляется в полёт и рискует всем ради идеи, он не пешка государства.
Но есть у создателей и хороший промах: зачастую правдивое суждение, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, ими игнорируется. Здешние персонажи-женщины способны только переживать за мужей и приносить кофе. А ведь если убрать всё лишнее и прописать как следует хотя бы пару героинь, могло выйти очень хорошо.
Исправьте ошибку в рецензии, не Дмитрий Королёв, а СЕРГЕЙ!
Спасибо, что заметили.