Поезд в Пусан

Фонтан зомби на железной дороге

«Поезд в Пусан» от сценариста и режиссёра Ёна Сана-хо – захватывающий, быстрый зомби-боевик и увлекательная социальная сатира с лёгкой сентиментальной мелодрамой и душком трэша. В корейском блокбастере главный герой Сок Ву (Гон Ю) отправляется из Сеула в Пусан, чтобы исполнить желание маленькой дочери Су Ан (Ким Су Ан) на день рождения – навестить её мать. Однако именно в этот день страну захлёстывает чудовищная чума – люди превращаются в прожорливых зомби, заражаяя друг друга, и один попадает на поезд в Пусан. Почти два часа в скоростном транспорте персонажи баррикадируются от вагона к вагону, пытаются проскальзывать мимо заражённых, прятаться от них и бороться с ними.

На перроне, который мельком проезжает поезд, людей атакуют злобные твари, что даёт ощутить масштаб эпидемии, а таинственный бездомный, затерявшийся среди героев, бубнит, что скоро все умрут. Уродливые едоки плоти несутся сквозь проходы, через сиденья и прыгают по коридорам. Плечом к плечу с Сок Ву сопротивляются и другие герои: напористый здоровяк с беременной женой, молодая, жизнерадостная команда спортсменов, две робкие старушки и ещё куча второстепенных для фона жертв. Между прочим, брутальный Сан Хва (Ма Дон-сок) – невозмутимый мужчина, заботящийся о супруге, – одновременно задиристый и забавный храбрец.

Несмотря на некоторые незначительные попытки осложнить рассказ, добавив нюансов образам и причинам повальной болезни, «Поезд в Пусан» придерживается сюжетной простоты. Итог: недурная история о воссоединении семьи и консолидации общества, упакованная в боевик, ужастик и драму, и увиливающая в русло корявых фильмов категории «Б». Задумка не поражает новизной, а завязка выглядит вынужденной. Ожесточённая беготня, стычки и вопли разбавляются типовыми персонажами: сильные и слабые, отзывчивые и лицемерные, но все в фильме паникуют. Здесь люди идут на страшные жертвы, действуют хладнокровно и стратежно, а боязливые предатели остаются поразительно живучими – только и ждёшь, когда негодяй на ходу где-нибудь споткнётся, чтобы его наконец безжалостно сцапали.

Буйная резня спирально обостряется и заложники поезда должны либо сохранять спокойствие и доверить свою судьбу правительству, либо выпутываться из яростной бойни самостоятельно, а отец малютки Су Ан в свою очередь обязан пересмотреть взгляд на мир. «Поезд в Пусан», который не представляет совершенство, но приятно удивляет, – это и неглупая социальная притча о поведении людей в опасных, роковых обстоятельствах, реакции на массовые безумия и коллективной ответственности: уединиться или сплотиться. Заметно противостояние гуманизма и эгоизма. А главный герой-карьерист, будучи успешным руководителем фонда и погружённым в себя трудоголиком, оказывается причиной кровавой заразы, что явно отбрасывает тень на идеологию капитализма: капитал превыше человека.

Поезд представляется и красивой метафорой государства, где общество по щелчку пальца может расколоться, а его осколки способны ополчиться друг против друга. Отчуждение и противодействие одним выжившим во имя безопасности других, мол, те могут быть заражены, напоминает нестихающие споры о глобализации и беженцах.

Трудно сказать, хороша ли картина Ёна Сана-хо, но от неё совершенно невозможно оторваться. Особенно запоминаются сцены с толпой на эскалаторе, с крадущимися героями в момент проезда по тёмному тоннелю, а также эпизод, где бездомный ненароком наступает на пустую жестяную банку, привлекая внимание уныло бредущих заражённых. Правда, иной раз зомби выглядят комично, визуальные эффекты плоскими, а образы эскизны, однако финальный акт показывает такой дикий апокалипсис, что думаешь: «Нет, не может быть», но создатели с азартом делают происходящее ещё бешенее. Рой варварских зомби бьёт безудержным фонтаном.

Поезд в Пусан

В фильме заметна несуразица и дешевизна. Скажем, одни люди превращаются в зомби мгновенно, а другие – спустя время. Как-то непоследовательно. И тем не менее корейские киноделы творчески иллюстрируют здоровую долю саспенса и вбрасывают чуточку юмора. Операторская работа Ли Хён-дока лихая, а монтаж Яна Джина-мо ловкий, в то время как масло в огонь ужаса и горя подливает волнительная музыка Чана Ёна-гю. При этом главная сила южнокорейской ленты проявляется в человечности рассказа: отец защищает дочурку, муж – жену, юноша – девушку, пожилая женщина – сестру, а зритель переживает за них. Сделано живо и жалобно, ибо глядя на слёзы ребёнка нельзя остаться равнодушным.

Вердикт: Остросюжетная картина Ёна Сана-хо о благородстве, страхе и спасении весьма обыкновенная, кое-где неумелая и наивная, которую серьёзно воспринимать сложно, и всё же она не пустышка и обладает настоящим азиатским лихачеством.

7

8

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here