Мужское/Женское
Сделав карьеру на телевидении, британский постановщик Том Хупер с первого захода смог завоевать большой экран, сняв не только кассовые, но и обласканные «Оскаром» картины «Король говорит!» и «Отверженные». А решив удивить критиков, киноакадемиков и зрителей экранизацией романа Дэйвида Эберсхоффа, рассказывающего историю одного из первых трансгендеров ХХ века, постановщик, к сожалению, промахнулся.
Создавая свою книгу, Дэйвид Эберсхофф был вдохновлен историей жизни датского художника-пейзажиста Эйнара Вегенера. Этот человек был известен не столько своими работами, сколько тем, что оказался в числе первых людей, которым была сделана операция по перемене пола. Вегенер состоял в браке с художницей Гердой Готлиб, и после того как жена однажды попросила его примерить чулки и туфли вместо отсутствовавшей натурщицы, мужчина внезапно ощутил в себе тягу к предметам женской одежды. Далее он взял псевдоним Лили Эльбе, отказался от творчества и прошёл четыре операции по смене пола, но последняя оказалась для него роковой.
Роман Эберсхоффа, вышедший в 2000 году, интересовал кинематографистов уже давно, и у проекта экранизации успели смениться как режиссёр (Лассе Халльстрём), так и актёрский состав, в котором значились и Николь Кидман, и Шарлиз Терон, и Гвинет Пэлтроу. В итоге проект ушёл к Тому Хуперу, а главные роли исполнили свежеиспечённый лауреат «Оскара» Эдди Редмэйн и восходящая звезда Алисия Викандер.
Оценивая результат трудов Хупера стоит помнить, что это не биографическая драма, а экранизация художественного произведения, поэтому реальные факты были принесены в жертву вымыслу. И это, к сожалению, далеко не плюс, поскольку сам писатель постоянно говорил, что не имел представления об истинных чувствах и эмоциях этих людей, поэтому большинство событий и действий книги – лишь фантазия на тему. И вымысел этот оказался далеко не самым сильным, поскольку множество реальных (и довольно пикантных) перипетий из жизни Эйнара/Лили оказались искажены и урезаны ради довольно простой и мелодраматичной схемы «страдающий художник/артист/писатель и его преданная жена».
В итоге Хупер сводит потенциально сильную и многогранную историю к тонкой, но крайне поверхностной мелодраме о том, как Эдди Редмэйн упражняется в женской мимике и примеряет платья, а Алисия Викандер страдает от неразделённой любви и мягко отвергает ухаживания Маттиаса Шонартса, без бороды до боли похожего на Путина.
Получив не совсем заслуженный «Оскар» за главную роль во «Вселенной Стивена Хокинга», Редмэйн снова строит своего персонажа с упором исключительно на технику – чисто внешне получается неплохо, но он скорее отрабатывает стандартные поведенческие клише «мужчина в роли женщины», чем создаёт характер, плюс на него работает его своеобразная внешность. Но не вся вина за это лежит на актёре – сценаристы просто не прописали нужные сцены и диалоги, раскрывающие подробную метаморфозу Лили Эльбе, да и вообще не особо погружаются в психологические дебри. Викандер интереснее и играет ярче, но её персонаж тоже ограничен в действиях и демонстрируемых эмоциях.
Снято кино, впрочем, очень красиво: оператор Дэнни Коэн картинку рисует изумительную. Хотя большинство ракурсов почти стопроцентно повторяют его стиль из «Король говорит!». Кадр он строит великолепно, сочно, насыщенно и изобретательно.
Благодаря приятному визуальному решению и хорошим (но не выдающимся) актёрским работам «Девушка из Дании» неплохо смотрится, но она всё же не в силах вырваться из рамок заточенной под премии и упрощённой в угоду публике истории, потенциал которой был значительно выше.
Вердикт: Красивое и хорошо сыгранное, но слишком «прилизанное» и неглубокое кино, эксплуатирующее острую тему исключительно ради премий, но не во имя искусства.
7 |
6 |
6 |