Да не угаснет пламя
Несмотря на название, «Голодные игры» не заставили голодать ни своего автора, писательницу Сюзэнн Коллинз, ни кинодеятелей, купивших права на экранизацию очень вовремя. Когда стало ясно, что «Сумерки» приносят не меньшую прибыль, чем комиксовые блокбастеры, большие шишки смекнули, что можно выращивать денежные семена и на другом поле – экранизируя подростковые книги, ориентированные на женскую аудиторию.
И хотя после великой вампирской саги «Голодные игры» ожидались с опаской (и кто-то даже заранее окрестил их вторыми «Сумерками», только в другом антураже), текст антиутопии Коллинз изначально был несравним с творением Майер, с какой стороны ни подступись. Поэтому новая франшиза не только подарила нам увлекательную и важную историю о выживании, храбрости, человечности, любви и серьёзных социальных переменах, но и показала, какие они идиоты – любители клеить ярлыки преждевременно.
В центре истории – 16-летняя Китнисс Эвердин, охотой добывающая пропитание для недееспособной матери и младшей сестры. Они живут в Дистрикте-12, одной из тринадцати бедных областей новообразованного после неизвестной глобальной катастрофы тоталитарного государства Северной Америки Панем. Раз в год правительство устраивает жестокое телешоу, в котором в прямом эфире юноши и девушки, чтобы победить, вынуждены избегать смертельных ловушек и убивать соперников. И, разумеется, победить может только один.
В первую очередь Голодные игры служат напоминанием населению дистриктов, что нельзя идти против власть имущих (однажды Дистрикт-13 был стёрт с лица земли после вспыхнувшего в нём восстания). На очередной жеребьёвке выбор падает на сестру Китнисс. Однако, собрав волю в кулак, Китнисс занимает её место, вызвавшись добровольцем. Девушка не осознаёт, что делает первый шаг к тому, чтобы стать символом будущей революции.
Сюзэнн Коллинз зарекомендовала себя в качестве успешного писателя ещё до «Голодных игр»: она была автором популярной подростковой серии книг «Хроники подземелья», а также писала сценарии к детским телепрограммам. Но настоящую славу и мировую известность ей принесла именно трилогия «Голодные игры». Идея возникла у Коллинз внезапно: однажды, переключая телеканалы, она перескочила с реалити-шоу на военный репортаж из Ирака – так она решила объединить одно с другим. А развивая идею, Сюзэнн вдохновлялась мифом о Тесее и Минотавре, в котором юношей и девушек за провинности ссылали в смертельный лабиринт; гладиаторскими боями – древнеримском массовом развлечением, в котором правители заставляли людей сражаться насмерть; а также вспоминала поездки со своим отцом, ветераном ВВС, на исторические места сражений.
«Голодные игры» вышли в США 14 сентября 2008 года и быстро попали в списки бестселлеров. Роман счёл интересным и увлекательным широкий круг читателей и писателей – даже сам Король Ужасов Стивен Кинг признал, что от книги невозможно оторваться. «Голодные игры» затронули не только злободневную тему действий государства против свобод личности, но и просто оказались хорошим приключенческим романом с главной героиней – примером для подражания. Интерес к роману был так высок, что изначальный тираж книг был увеличен в 4 раза. Продолжения «Голодных игр» вышли 1 сентября 2009 года («И вспыхнет пламя») и 24 августа 2010-го («Сойка-пересмешница») и повторили судьбу оригинала.
Больше всего привлекает в истории «Голодных игр» её злободневность, хоть и рисуют нам далёкое будущее. Политика единственного в мире государства Панема строится на полном контроле над обществом, и если появляется мятежник, он тут же устраняется. За примерами тоталитаризма далеко ходить не надо: вспомните правление Муссолини, Гитлера или Сталина. Сегодня же этот режим может умело скрываться даже за демократией. Но как победить Систему? Китнисс Эвердин на глазах у всей страны доказывает, что система не непробиваема. При этом Китнисс – обычный человек, который играет по навязанным ей правилам, но в решающий момент выходит из игры победительницей. Она смелая, но не бесстрашная, ловкая, но не всесильная, она не палач и не воин, но в один миг ей удаётся стать символом надежды на лучшее будущее, пусть даже она к этому не стремилась.
«Это послание о том, какой силой может обладать голос одного человека, – говорит о «Голодных играх» Элизабет Бэнкс, играющая в фильмах невольную союзницу Китнисс Эффи Тринкет. – О том, как опасно не восставать против того, что неправильно. В этом случае мы перестаём быть людьми. Теряем наши моральные принципы, теряем человечность. Молодым людям нужно знать, что их мнение имеет значение. Что один человек может возглавить движение и изменить мир. Это постоянно происходит по всему земному шару».
Главная роль досталась Дженнифер Лоренс, талантливой девушке, которая, как и Китнисс, не хотела всеобщего внимания и почитания. Лоренс снималась в инди-драмах и была вполне довольна жизнью, но тут вдруг – номинация на «Оскар» за «Зимнюю кость» и сразу немало предложений по возможным будущим проектам, в том числе и «Голодным играм». Актриса признаётся, что не собиралась соглашаться: это ведь большой студийный проект, от которого добра не жди, к тому же она была старше книжной героини. Однако при этом Лоренс проглотила всю трилогию за несколько дней и была буквально без ума от произведения и самой Китнисс.
Но помогла ей принять решение её мама. «Каждый раз, когда люди спрашивают тебя, почему ты не снимаешься в студийных фильмах, ты всегда отвечаешь: всё потому, что тебя не волнует размер фильма, тебя волнуют только сама история и персонаж, – сказала она. – Но ты лицемеришь, потому что теперь тебе предложили историю и персонажа, которые тебе нравятся, но ты не хочешь браться за этот проект, потому что он обещает быть масштабным». В итоге Лоренс согласилась и ни разу об этом не пожалела. И при этом, несмотря на три номинации и одну победу на «Оскарах», Дженнифер сегодня прежде всего известна именно по роли Китнисс Эвердин, хрупкой и уязвимой девушки, на плечи которой буквально свалили весь мир.
Когда фильм вышел, фанаты книг, а также простые зрители и критики были приятно удивлены. Двукратному номинанту на «Оскар», сценаристу и режиссёру Гэри Россу («Большой», «Плезантвиль»), удалось не только оставить всё лучшее, что было в первоисточнике, но и создать историю, которая сработала для зрителей любого возраста и пола. Не подвели и актёры, подошедшие к работе с полной отдачей и нескрываемым удовольствием (чего стоят только Дональд Сазерленд в роли коварного правителя Панема Кориолана Сноу или Вуди Харрельсон в образе бывшего чемпиона Игр Хеймитча Эбернети).
«Голодные игры» поразили не только поднятыми темами, но и наличием в студийном фильме сцен, в которых подростки нещадно убивают друг друга. Впрочем, до уровня насилия «Королевской битвы» фильм оказался очень далёк, да и убийства здесь отводятся на второй план – для создания напряжения, уступая место эмоциям и продвигая сюжет вперёд. Ведь важнее – как герои реагируют на ситуации, что предпринимают, какие качества проявляют и к каким последствиям всё это приводит.
При бюджете 78 миллионов долларов «Голодные игры» собрали по миру чуть менее 700, что сравнимо с финальными сборами сиквела «Сумерек» – «Новолуния». Огромный успех «Голодных игр» сподвиг компанию Lionsgate на незамедлительное начало работ над продолжением – «И вспыхнет пламя», – которое превзошло первый фильм во всём.
Работа над «И вспыхнет пламя» досталась уже режиссёру Фрэнсису Лоренсу («Константин», «Я – Легенда»). Впоследствии именно он доведёт франшизу до победного конца. Сменились и сценаристы: на места Билли Рэя и Гэри Росса уселись Майкл Арндт («Маленькая мисс Счастье») и Саймон Бофой («Миллионер из трущоб»). Также пришёл и новый оператор – Джо Уиллемс (вместо Тома Стерна), а это означало, что остались в прошлом трясущаяся камера и назойливые сверхкрупные планы, которые на большом экране у многих зрителей вызывали головокружение.
В сиквеле знакомые герои получили должное развитие, а сюжет хоть и вернул их на арену Голодных игр, теперь развивался в ином направлении и закончил фильм на высокой ноте. «И вспыхнет пламя» заработало в прокате больше оригинала – 864 миллиона долларов – и получило больше похвалы от критиков, что не могло не радовать как создателей, так и зрителей, ожидавших со сменой постановщика и сценаристов возможные спад качества и уход не в ту степь.
Последнюю книгу в Lionsgate решили на манер «Гарри Поттера и Даров смерти» разделить пополам. И если у мальчика-волшебника это хотя бы было обосновано большим количеством событий, в «Играх» же это был обычный экономический ход (ведь зачем выпускать один фильм, если можно выпустить два и удвоить прибыль?), который хоть и позволял растянуть удовольствие для всех, но в то же время сбавлял обороты истории. Вслед за сиквелом, оказавшимся на голову выше предшественника, третий фильм, «Сойка-пересмешница, часть 1», стал скорее прологом финала истории, нежели полноценной её главой.
Обе части «Сойки-пересмешницы» снимались без перерывов. Фрэнсис Лоренс остался режиссёром, а сценаристы вновь пришли новые – на этот раз Питер Крэйг («Город воров») и Дэнни Стронг («Дворецкий», «Империя»). Зрители и критики приняли третий фильм довольно прохладно, потому что история растеряла в динамике, по большей части превратившись в сводку с мест стычек народа и властей. Тем не менее, кино закончилось довольно интригующе, а финальной части досталось всё самое интересное (жалоб, что она где-то будет провисать быть не должно). Об этом говорит и Лиам Хемсворт – по его словам, фильм «станет лучшим во франшизе», а действие в нём «не прекращается».
Полноценная работа над заключительным фильмом «Голодных игр» началась ещё до премьеры первой части «Сойки-пересмешницы». К ролям не могли не вернуться Дженнифер Лоренс (Китнисс Эвердин), Джош Хатчерсон (Пит Мелларк), Вуди Харрельсон (Хеймитч Эбернети), Элизабет Бэнкс (Эффи Тринкет), Джулианна Мур (Альма Койн), Лиам Хемсворт (Гейл Хоторн), Джена Малоун (Джоанна Мэйсон), Сэм Клафлин (Финник Одэйр), Стэнли Туччи (Цезарь Фликерман) и, конечно же, Дональд Сазерленд (президент Кориолан Сноу). А недоснятые диалоги с персонажем Филипа Симура Хоффмана (Плутарх Хэвенсби) были как доработаны с использованием «компьютерного дублёра», так и распределены между остальными актёрами.
По продолжительности вторая «Сойка-пересмешница» станет третьей во франшизе, а по событиям должна быть первой. Нация Панема вовлечена в глобальную войну, и Китнисс предстоит финальная схватка с президентом Сноу. Заручившись помощью близких друзей, включая Гейла, Финника и Пита, Китнисс отправляется выполнять миссию в тринадцатый дистрикт. Друзья готовы рискнуть своими жизнями, чтобы освободить граждан Панема, а Китнисс предпринимает попытку убить президента Сноу, который, в свою очередь, одержим идеей навсегда покончить с героиней Дистрикта-12. Китнисс ждёт гораздо более трудное испытание, чем смертельные ловушки арены Голодных игр.
«Сойка-пересмешница, часть 2» – это кульминация революции в выдуманном, но близком к нашим реалиям мире. Это конец угнетения и окончательное развитие личности Китнисс, этакой футуристической Жанны д’Арк, как однажды назвала её Дженнифер Лоренс. По словам самой актрисы, она мечтала сняться в последней сцене истории с первых дней съёмок франшизы. Нам лишь остаётся дождаться финала и пожелать удачи нашим героям, твёрдой поступью приближающихся к своей цели.
Остаётся единственный вопрос: что же дальше, оставят ли создатели в покое уже и без того искусственно растянутую франшизу? На данный момент сборы трёх частей составили 2,3 миллиарда долларов в мире, что уже достаточно для того, чтобы боссы Lionsgate задумались, как ещё заработать на «Голодных играх». В феврале этого года генеральный директор компании Джон Фелтхаймер заявил, что не исключено появление и пятого фильма – либо прямого продолжения, либо приквела. И хотя франшиза ни в том, ни в другом не нуждается, мы знаем немало случаев, когда из законченной истории высасывали из пальца продолжения: например, «Заложница», или трилогия о Джейсоне Борне, или тот же «Гарри Поттер», приквел к которому снимается прямо сейчас.
Впрочем, хочется верить, что всё это останется на уровне разговоров, и Lionsgate обратится к другой, не менее увлекательной и достойной больших экранов истории. Истории, которая также останется в наших сердцах и умах, дав пищу для размышления и, может, даже действия.
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2» выходят в прокат 19 ноября.
США, 2015, 136 мин., 12+, PG-13
Режиссёр: Френсис Лоренс
Сценарий: Питер Крэйг, Дэнни Стронг
В ролях: Дженнифер Лоренс, Дональд Сазерленд, Элизабет Бэнкс, Филип Симур Хоффман, Джулианна Мур, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон и др.
Прокат: WDSSPR / 1700 копий / также в 3D и IMAX