Хороший коммунист – мёртвый коммунист
Джей Роуч, создатель комедий «Ужин с придурками», «Знакомство с Факерами» и серии фильмов об Остине Пауэрсе, решил представить нам на суд нечто иное – биографический фильм о Далтоне Трамбо, даровитом сценаристе (в том числе автора легендарного «Спартака», прославившего Стэнли Кубрика), которого в конце 1940-х с треском прогнали из американской патриотично-консервативной киноиндустрии.
В амплуа виновника исторического торжества предстаёт Брайан Крэнстон («Во все тяжкие»). Его Далтон Трамбо остроумен и смел, друзья его уважают и побаиваются. Почему? Дело в том, что он – коммунист, а Америка видит угрозу в таких людях, как Трамбо, которые успешны, горды и самолюбивы. Да и сама картина желает быть такой же, и ей это удаётся.
Трамбо подписал контракт с MGM, что превратило его в наиболее высокооплачиваемого сценариста в мире. Он был членом Коммунистической партии с 1943 года и отказывался предоставлять информацию американским госкомитетам, которые контролировали культурную деятельность. Трамбо также отсидел 11 месяцев в тюрьме, а после освобождения не мог получить работу, поэтому писал сценарии, которые сам считал мусором, и выпускал анонимно. Один из сценариев, «Римские каникулы», получил «Оскара», за которым Трамбо во время награждения не вышел, потому что не мог – любая активность коммуниста в США воспринималась с презрением. Всё, что Далтон Трамбо по-настоящему мог получить от публики – плевок в лицо за «предательство», инакомыслие.
Несмотря на солидную основу и тему для размышлений, фильм Роуча и сценариста Джона МакНамары, основанный на книге Брюса Александра Кука «Далтон Трамбо», не так увлекателен и богат внутренне, как выглядит внешне. Трамбо Крэнстона харизматичный, но по непонятным причинам актёр играет его на грани карикатурного мультфильма – оттого неясно, относятся ли сами авторы к нему серьёзно. А когда повествование принимает ответственный и даже мрачный тон, этот эффект длиться недолго – спустя минуты сюжет снова напяливает ослепительно-широкую улыбку, и мы вновь оказываемся на территории комедии и фарса.
Продолговатый мундштук, который постоянно дымится, его джентльменский оборот речи, склонность писать в ванне – всё это в Трамбо манит и забавляет, хотя история не требует чудачеств и насмешек. Сцена, в которой героя обнажают и обыскивают, прежде чем он попадает в тюрьму, становится ненамеренно смешной, потому что его физическое состояние и телодвижения побуждают ухмыльнуться, невзирая на грусть действа. Талантливый сценарист попадает под прессинг властей – неужели это должно вызывать улыбку?
Между тем, окружают Брайана Крэнстона Дайан Лэйн, Джон Гудман, Алан Тьюдик, Хелен Миррен и Луис Си Кей. Каждый привносит в повествование остроты и огонька, хотя и без воды не обходится. Одни приходят, другие уходят, каждый симпатичен сам по себе, но Роуч умело комбинирует всех персонажей, не забывая о Трамбо. Режиссёр с самого начала фильма, где Крэнстон лежит в ванне и пишет, даёт понять, что рассказ принадлежит именно Трамбо – от первого слова до последнего. Авторы со знанием дела прослеживают профессиональную эволюцию протагониста от репрессий Голливуда, унылой и тягостной жизни до работы под многочисленными псевдонимами и получения награды, когда герой сидит перед телевизором.
«Трамбо» – это празднование мужественности и отваги под давлением властей и публики. Это выигрышная и живая драмедия, созданная по формуле классических фильмов о восхождении и торжестве личности над массами. И хотя лекции о цинизме и натиске киноиндустрии воспринимать с шутками и смехом и в глянцевом стиле довольно странно, разве фальшь формы повествования не подтверждает тему (притворство и лживость Голливуда, свобода выражения и борьба за равенство), о которой говорят авторы? Голливуд так и остаётся освобождённым и чистым эгоистом, несмотря на то, что его только что слегка поругали.
Вердикт: Глянцевый взгляд на напряжённую эпоху Холодной войны. Фильм стремится быть значимым, но вязнет в юморе, ретрокостюмах и ослепительном свете.
8 |
5 |
7 |