Доброта незнакомцев

Париж середины 1980-х. На долю Элизабет выпало многое – борьба с раком груди, болезненный развод, двое детей-подростков на руках и отсутствие работы. Однако всё меняется после того, как женщина устраивается ассистенткой в радио-шоу «Пассажиры ночи», которое она так любила слушать.

Суть передачи в том, что его ведущая Ванда всю ночь принимает звонки от слушателей, которые делятся своими проблемами. Как-то раз в студии появляется юная бродяжка Талула, знакомство с которой сильно повлияет на жизнь самой Элизабет и членов её семьи.

Легендарная героиня пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» Бланш Дюбуа искренне верила в доброту незнакомцев и, наверное, это качество действительно единственная панацея от многих бед окружающего мира. Верит в него и режиссёр Микаэль Херс, снявший по-хорошему старомодную и тёплую лирическую драму «Пассажиры ночи», которая всеми силами пытается внести оптимизм в нашу жизнь и заставить поверить, что рядом ещё есть люди, готовые протянуть руку помощи и ничего не попросить взамен.

Если что и способно несколько занизить планку качества картины, так это режиссёрская и драматургическая расфокусированность, когда авторы берут на себя слишком объёмный материал, состоящий из большого количества важных действующих лиц и разнообразных идей, с ними связанных.

Сценарий выстроен так, что практически про каждого из выведенных жирным маркером персонажей можно снять отдельное кино – Элизабет, её сын и дочь, Талула, Ванда и т.д. Однако сюжет постоянно перебегает от одного человека к другому, не развивая характеры и ситуации в необходимом объёме, оставляя послевкусие недосказанности и какой-то незавершенности.

Наиболее показательны в этом плане Ванда и, особенно, Талула. В случае Ванды (Эммануэль Беар) очень хотелось узнать побольше об этой женщине, посвятившей жизнь разговорам с незнакомцами, выяснить, что за псих ей частенько названивает и почему у неё не сложилась собственная жизнь, отчего она каждый раз одиноко уходит в глубокую ночь.

Образ Талулы (Ноэ Абита) вообще слишком сложен, чтобы быть сквозным, да и выписана она неровно – её мотивация порой очень туманна, тема бродяжничества подкрепляется наркозависимостью, а предложенная девушке помощь и принятие чуть ли не в качестве члена семьи почему-то пасуют перед тягой к перемене мест.

Однако все эти вопросы и претензии к недостаткам сглаживаются теплой ностальгией по «ламповым» 80-м, воспоминаниям, когда всё было проще и понятнее, агрессия не витала в воздухе, в кинотеатрах шли «Гремлины» и «Птаха», а люди не превращались в разобщённых эгоистов.

Выбранная авторами эпоха неслучайна – отсутствие гаджетов и социальных сетей способствовало совершенно иной форме коммуникации, поддержка друг другу оказывалась не лайками и комментариями, а физическими действиями, продиктованными добротой и гуманизмом.

Слегка путаясь в обилии характеров и сюжетных линий, Микаэль Херс отыгрывается в чудесной визуальной стилистике, отражённой в изысканности мизансцен, как и создании искреннего, очень интимного пространства вокруг персонажей. Он позволяет почти на физическом уровне ощутить вибрации любви, тепла и нежности, льющихся с экрана под звуки синтезатора или бессмертной «Et Si Tu N’existais Pas» Джо Дассена, которая украсила собой дивную сцену семейного ужина.

Актеры радуют все до одного: Шарлотта Генсбур очень хороша в образе хрупкой, почти надломленной женщины, не теряющей надежду на счастье, когда поиски новой жизни ничуть не мешают ей оставаться хорошей матерью; юный и малоопытный Куито Район Рихтер, сыгравший Матиаса, сына Элизабет, предельно убедителен в роли романтичного мальчика с душой современного поэта, а Ноэ Абита, воплотившая на экране портрет Талулы, вообще может смело претендовать на статус молодой звезды французского кино.

«Пассажиры ночи» обладают всеми составляющими столь необходимого сейчас «кино хорошего настроения», позволяющего не только вернуться в ушедшую эпоху, когда «трава была зеленее», но и не потерять надежду в счастливое будущее, как и веру в людей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here