Романы английской писательницы Джейн Остин стабильно входили в списки классики британской литературы, обязательной к прочтению, а экранизации её произведений выходили с такой же регулярностью. Но ещё ни одна из её книг не была столь аккуратно и изящно перенесена на большой экран, как «Разум и чувства» в 1995 году. И тем удивительнее, что режиссёром этого замечательного фильма, невероятно атмосферно и тонко воссоздавшего дух Англии начала XIX века, оказался вовсе не англичанин, а тайванец Энг Ли. И при этом экранизация «Разума и чувств» стала его дебютом в западном кинематографе.

Одно из самых больших заблуждений относительно книг Джейн Остин в том, что их часто называют «дамской» литературой. На самом деле, писательница ни в коем не случае не опускалась до историй о банальных любовных терзаниях. В отношениях мужчины и женщины она рассматривала глубокие конфликты, изучала тонкость и многогранность людских характеров, а также иронизировала по поводу нравов эпохи. При этом мисс Остин описывала всё это таким изящным языком, что возникало ощущение, будто она не текст пишет, а плетёт кружево. Поэтому, когда на студии Sony обсуждали вопрос экранизации её романа «Разум и чувства» (в оригинале «Чувство и чувствительность» – писательница обожала аллитерацию), кинематографисты решили оживить эту историю с максимальным уважением к литературной основе.

Разум и чувства

До 1995 года самым экранизируемым романом Джейн Остин был «Гордость и предубеждение» (на тот момент было снято 8 экранизаций, среди которых фильмы и мини-сериалы), а вот к «Разуму и чувствам» внимание проявляли заметно реже. Восстановить справедливость и привлечь зрителей к другим сторонам творчества писательницы взялась актриса и страстная поклонница творчества Остин Эмма Томпсон, лауреатка «Оскара» за главную женскую роль в фильме «Усадьба Хауардс-Энд». Эмма потратила на сценарий целых пять лет, прежде чем окончательная его версия была одобрена продюсерами. Причиной задержки стали ограничения в бюджете. Студия выделила на картину лишь 16 миллионов долларов, опасаясь, что неспешная английская мелодрама не сможет привлечь в кинотеатры много зрителей. А то, как Томпсон представляла себе большинство сцен, оказывалось весьма затратным, и её измучили требованиями постоянных изменений.

Наконец, 15 января 1995 года Томпсон встретилась с режиссёром Энгом Ли и продюсерами в полном составе, дабы обсудить финальный вариант сценария. Ли и Томпсон потратили немало сил, сражаясь за ту или иную сцену, поскольку продюсеры постоянно указывали как на бюджетные ограничения, так и недостаточное количество съёмочных дней. В итоге продюсер Линдси Доран даже задалась вопросом: «Можем ли мы позволить себе фильм, который только что обсудили?». В итоге не на шутку расстроенная Томпсон вновь отправилась урезать множество задуманных сцен, чем и занималась целых два дальнейших месяца. Она вносила правки, которые не влияли бы на основную структуру, и вот 2 апреля 1995 года окончательная версия сценария наконец была одобрена, а сам фильм запущен в производство.

Разум и чувства

Кастинг начался ещё в феврале, и первым персонажем, на роль которого подыскивали актрису, была Фанни. В ходе кастинга Томпсон, режиссёр и продюсеры столкнулись с одной весьма специфической проблемой – практически все актрисы, приходившие на пробы, подходили на роль. Они невероятно точно улавливали баланс между заботой о благе семьи и алчной корыстью, заключённые в героине. Не в силах выбрать кого-то одного, Энг Ли в отчаянии восклицал: «Это просто нация Фанни!». Уже после одного изматывающего дня талант британских актёров перестал быть преимуществом для режиссёра, который, к тому же, совершенно их не знал, и однажды даже спросил с горечью: «У вас что, все в Англии умеют играть?». Эмма Томпсон позже в своих дневниках вспоминала: «Джемма Джоунс, Кейт Уинслет и Элизабет Сприггс настолько точно попадают в образы соответственно миссис Дэшвуд, Марианны и миссис Дженнингс, что просто невозможно представить на их месте кого-то другого. Я в восторге от того, что Энг сразу же выбрал пятерых из актёров, которых я в прошлом году уговорила прочитать самый первый черновик сценария. Это Хью Грант (Эдвард), Роберт Харди (сэр Джон), Гарриет Уолтер (Фанни), Имельда Стонтон (Шарлотта Палмер) и Хью Лори (мистер Палмер). И ещё я ужасно благодарна Хью Гранту (в расчёте на которого я писала роль Эдварда) за то, что он согласился сниматься, несмотря на то, что после «Четырёх свадеб» он стал чуть ли не самым известным в мире человеком. Очень странно быть на кастинге выбирающей стороной».

Репетиции проходили в павильонах киностудии Shepperton, и каждое утро Энг Ли начинал с медитации, заставляя актёров сидеть на специальных подушках и глубоко дышать. Режиссёр подошёл к этому проекту с невероятной тщательностью, и особое внимание уделял созданию внутреннего мира персонажей, выматывая актёров постоянными домашними заданиями по проработке образов. Помимо этого, исполнители самым скрупулёзным образом изучали смысл и значения всех поклонов, реверансов, жестов, оттачивали манеры, занимались с хореографом и учились верховой езде, стараясь всеми возможными способами проникнуться атмосферой жизни начала XIX века. Описывая эпоху, которая была естественной для Джейн Остин, Эмма Томпсон писала: «Джейн напоминает нам, что Бог на небе, монарх на престоле, а таз точно под грудной клеткой. Похоже, эпоха рок-н-ролла высвободила таз, и теперь ему никак не удаётся вернуться на законное место. Мы все стоим так же прямо, как варёные спагетти. Я набрасываю накидку на телевизор, отключаю радио и аннулирую подписку на все газеты. Здравствуй, 1811!».

Разум и чувства

Для красивейших натурных съёмок требовались места, наиболее точно отображающие старинный дух Англии, и поскольку таких мест было великое множество, съёмочная группа выбрала графство Девон (исторически известное как Девоншир). На его территории располагались такие исторические объекты, как замок Комптон, поместья Уилтон-хаус, Трафальгар-хаус и особняки Салтрем-хаус и Флит-хаус, и все они были задействованы в съёмках.

Несмотря на то что люди работали над костюмной мелодрамой, проблем на съёмках было предостаточно. Помимо жуткой усталости, которую испытывали актрисы после изматывающих сцен балов и танцев и неудобных нарядов, по большей части сшитых прямо на актёрах, съёмочной группе мешала погода, когда изнуряющая жара сменялась ливнями как раз в те дни, когда всё должно было быть наоборот. Наиболее мучительным стало создание сцены, в которой Марианна встречает под дождём Уиллоби – её снимали под проливным дождём в течение нескольких дней, и Кейт Уинслет, промокшая до нитки и продрогшая до костей, упала в обморок. А вот исполнительницу роли миссис Дженнингс, Элизабет Сприггс, даму весьма почтенного возраста, казалось, не пугали никакие условия. Эмма Томпсон постоянно говорила о ней как о женщине невероятной энергии, которая приводит в постоянное движение всех и всё вокруг. При этом её энергия была исключительно положительного свойства, поскольку помимо высокой работоспособности актриса излучала исключительную доброту и обаяние, привнося на площадку чувство уюта и тепла.

Разум и чувства

Старания съёмочной группы критикой и публикой были оценены по достоинству. Страхи продюсеров относительно того, что фильм провалится в прокате, оказались необоснованными – при бюджете в 16 миллионов долларов сборы фильма в США составили свыше 43 миллионов, а мировой прокат принес ещё 90, что сделало «Разум и чувства» самой кассовой на сегодняшний день экранизацией Джейн Остин. Награды полились рекой – две премии Берлинского МКФ, включая «Золотого медведя»; Британская Киноакадемия, разумеется, выбрала «Разум и чувства» лучшим фильмом года, а Эмму Томпсон и Кейт Уинслет – лучшими актрисами первого и второго плана соответственно.

На «Золотом Глобусе» фильм также был избран лучшей драмой года, а вот на «Оскаре» киноакадемиков больше впечатлило брутальное «Храброе сердце», хотя совсем пройти мимо они не смогли и вручили Эмме Томпсон более чем заслуженную статуэтку за адаптированный сценарий. Помимо долгожданной награды, Томпсон, к слову, повезло ещё раз – на съёмках картины у нее завязался роман с исполнителем роли Уиллоби Грегом Уайзом, который стал впоследствии её мужем, и с которым актриса до сих пор счастлива.

Глядя на успех «Разума и чувств», нельзя не порадоваться, что люди не утратили интерес к классическим произведениям и способны получать удовольствие от невероятной тонкости эмоций и воплощённого изящества, которые подарили нам создатели этого великолепного фильма.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Потрясающая рецензия, каждое слово — в серце!) Удивительно, что это написано мужчиной))

  2. Спасибо) Просто очень люблю Джейн Остин и со всей строгостью подхожу к просмотру ее экранизаций. «Разум и чувства» — любимейшая вещь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here