Лето, солнце и вампиры
«Дневная смена» – режиссёрский дебют постановщика трюков Дж. Дж. Перри. Вампирское кино в последние годы было как-то подзабыто Голливудом, так что эта тема перекочевала даже в мелодраму. В фильме Перри не зря главные герои упоминают франшизу «Сумерки». Это не только авторская ирония над ушедшим в сентиментальность жанром сурового вампирского кино, но и указание на ту среду, обычных среднестатистических американцев, в которой герои выросли. Тарантиновские диалоги, то есть на первый взгляд не связанные с сюжетом или прошлым персонажей, обсуждения всего и вся, но зато наглядно свидетельствующие об их культурном уровне, теперь можно встретить практически в любом экшене.
Перри, впрочем, вовремя останавливается, ведь его конёк – драки и перестрелки, что он с блеском продемонстрирует во второй половине ленты, а вовсе не постмодернистская насмешка над условностями кино. Однако это не помешало наполнить картину большим количеством цитат – от сиквела «Терминатора» до «Людей в чёрном», собрать её как конструктор из сюжетов предшествующих фильмов.
От эпохи постмодернизма никуда не деться. Всё уже снято и сыграно. Необязательно предаваться мрачному пессимизму Виктора Пелевина, интеллектуальным шарадам Умберто Эко или же заниматься деконструкцией жанров, как Джим Джармуш и Квентин Тарантино. Можно, не претендуя ни на какие открытия, забавляться темами, сюжетами и стилями, развлекать почтенную публику, ведь и артхаусу нужен противовес в виде развлекательного искусства.
Режиссёр чувствует ностальгический тренд, поэтому изо всех сил старается создать с одной стороны современное кино, ведь действие происходит в наши дни, а с другой – чтобы его лента напоминала о 1980-1990-х, времени расцвета американского рэпа, «крутого» боевика и гедонистической моды.
Герои «Дневной смены» разгуливают в яркой, порой причудливой одежде, костюмы также стилизованы под городских пижонов того времени, а для изображения характерна лёгкая цветокоррекция, несколько приглушённые цвета, дабы обилие всего яркого и причудливого не превратило постановку в китч. Вполне себе летний блокбастер, мудро выпущенный в августе, когда у многих отпуска, так что хочется думать об отдыхе и не нагружать мозг.
Локации «Дневной смены» – типично летние, почти пляжные. Небольшие уютные домики, аккуратно расставленная мебель и, конечно, хорошая погода, ведь не неонуар перед нами. Ночные сцены режиссёр свёл к минимуму, потому что главный герой, охотник на вампиров Бад Яблонски, в как всегда убедительном исполнении Джейми Фокса, работает днём. У него есть семья, бывшая жена и дочка, ради которых он старается заработать побольше денег, продавая вампирские клыки (!). Да, до такого коммерческого подхода Блэйд не додумался.
В роли владельца ломбарда засветился Петер Стормаре, когда-то игравший в спектаклях и фильмах Ингмара Бергмана в Швеции, но в Голливуде ему нечасто достаются серьёзные роли. Впрочем, даже в тех образах, в которых эксплуатируется его типаж человека, пребывающего не в ладах с законом, Стормаре хорош, приковывает внимание, ведь его харизме можно только позавидовать.
Не обошёлся режиссёр и без иконы 90-х, рэпера и актёра Снупа Догга. Колоритный образ охотника-одиночки, как герои Клинта Иствуда или Чака Норриса, пришёлся Доггу с его внешностью человека не от мира сего как нельзя кстати.
И, конечно, как же мог обойтись Дж. Дж. Перри, поставивший трюки на стольких боевиках, без звезды жанра. Скотт Эдкинс в небольшой роли как обычно продемонстрирует свои бойцовские навыки в битве с вампирами, а герой Джейми Фокса предусмотрительно уйдёт на второй план, дав ему посолировать.
Вроде бы перед нами привычный постмодернистский летний вампирский экшен, отлично снятый и смонтированный, где режиссёр нашёл золотую середину между традиционной кинематографией и клиповой эстетикой. Но в «Дневной смене» есть и определённое развитие вампирской темы.
Дело не столько в чудо-креме, позволяющим вампирам ходить при свете солнца (это мы как раз видели ещё у Энтони Хикокса в «Закате – убежище вампира»). Довольно свежо выглядит идея сделать некоторых вампиров (конкретно – обращённых друзей Бада, включая его непутёвого напарника Сета) хорошими. Они не только сохранили разум, но и помогают Баду расправиться с королевой вампиров, в колоритном исполнении мексиканской красотки Карлы Соуса, звезды романтического кино.
За романтическую линию в «Дневной смене» отвечают Дэйв Франко и Наташа Лю Бордиццо, между героями которых, обращёнными вампирами, явно назревает роман (вот и пригодился намёк на «Сумерки»). А сам Бад Яблонски, рассказав своей бывшей правду про борьбу с вампирами, даже примирился с ней, ведь она-то, грешная, думала, что её благоверный борется с неудовлетворённостью одиноких женщин, согревая их в своих объятиях в бассейне. И даже персонаж Снупа Догга преподнесёт сюрпризы.
Так что зритель, окончив просмотр, наверняка захочет увидеть продолжение, которое скорее всего последует. Ведь редко в каких проектах авторы сумели так грамотно выстроить фундамент для возможного сиквела. Да и вообще работа Дж. Дж. Перри – редкий случай, когда начинающий режиссёр сумел не только удачно распорядиться наследием предшественников, но ещё придумать собственные фишки, которые, как мы надеемся, он разовьёт в будущем.