Вот и сказочке конец…

Путешествие хоббита Бильбо Бэггинса и гномов под предводительством Торина подошло к концу. Но его итог получился несколько иным, чем ожидал отряд: разбуженный ими разъярённый дракон Смауг летит к Озёрному городу, чтобы сжечь его дотла. В то же время многочисленные армии орков и эльфов устремляются к Одинокой горе, в надежде присвоить себе сокровища гномьего царства. А Гэндальф вынужден задержаться в Дол Гулдуре, где он противостоит накапливающему свои силы Некроманту, под ликом которого скрывался Саурон.

Заключительная часть «Хоббита» превратилась в апофеоз буйства компьютерной графики. Растянув небольшой рассказ Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» на три части, придав камерной по сути истории эпичность «Властелина Колец», Питер Джексон и компания во многом подписали себе смертный приговор. Нет, «Хоббит», разумеется, небезнадёжен, и экзекуция создателей картины выглядит излишней. Обещанная битва пяти воинств захватывает дух (хотя, если быть педантом, то и к её постановке можно придраться), Мартин Фриман бесподобен в образе Бильбо, Ричард Армитедж делает весомую заявку на переход в высшую лигу, а мир Средиземья создан с присущими режиссёру тщанием и вниманием к мелочам. Но именно тот факт, что планировавшаяся поначалу дилогия была расширена до трилогии, путает карты.

Вместо логического окончания похода гномов и Бильбо к Одинокой горе «Пустошь Смауга» завершается на полуслове: дракон отправляется к Озёрному городу, чтобы разрушить его, и на этом ставится многоточие. В итоге третья часть эпопеи рассказывает про подготовку к битве и, собственно, сражение нескольких армий под Одинокой горой. Пусть красочное, зрелищное, но всё же лишь одно сражение. Одна битва на два с лишним часа экранного времени – это, пожалуй, слишком даже для волшебного мира «Хоббита».

Хоббит. Битва пяти воинств

На этом фоне линия Саурона, утвердившегося в Дол Гулдуре, выглядит скомканной и притянутой за уши, бросается в глаза неуклюжесть романтической истории эльфийки Тауриэль и гнома Кили, а некоторые персонажи (например, Беорн) получили неоправданно мало экранного времени.

Дисбаланс фильма чувствуется во всём. Эпилог «Битвы пяти воинств» скоротечен: в противовес нескончаемо длинной концовке «Возвращения короля», финал последнего «Хоббита» не утруждает себя рассказать, что случилось с некоторыми героями истории. Занятно и то, что излишнее стремление авторов к использованию компьютерной графики приближает картину к фэнтезийным постановкам, которые вдохновлялись работой Питера Джексона одиннадцатилетней давности. А ведь эпопея о Кольце Всевластия во многом и была хороша тем, что снималась на натуре.

С другой стороны, новый «Хоббит» – стройное и предельно честное продолжение первых двух картин об отважных приключениях компании гномов во главе с Торином Дубощитом и маленького, но храброго хоббита Бильбо Бэггинса. Визуально практически совершенная картинка вкупе с отличной постановкой батальных сцен и небольшой драматической частью (линия Торина) может пленить даже закоренелого киногурмана.

Культурная и историческая ценность «Хоббита» бесспорна. Вместе с трилогией «Властелин Колец» «Хоббит» составит единое целое и, скорее всего, порадует ещё не одно поколение киноманов. Стоит признаться, что вряд ли мы могли рассчитывать на лучшую экранизацию рассказа Толкина. Другую – да, но не на лучшую.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here