Чисто альпийское убийство
В затерянном в итальянских Альпах городке Авешот происходит неслыханное: в канун Рождества 16-летняя школьница Анна Лу бесследно исчезает по дороге в церковь. Расследование возглавляет инспектор Фогель (Тони Сервилло) – человек неоднозначной репутации, пытающийся манипулировать ходом следствия и воздействовать на подозреваемого через СМИ. Вместе с напарником – агентом Борги в исполнении Лоренцо Рикельми (Марко Поло из одноимённого сериала Netflix) – он обнаруживает, что к делу может быть причастен преподаватель местной школы Лорис Мартини (Алессио Бони, десяток лет назад сыгравший Болконского в одной из экранизаций «Войны и мира»).
Случаи, когда писатель становится режиссёром, перенося на широкий экран вышедшее из-под собственного пера творение, в мировой литературе и кинематографе случались не так уж и редко, но и рядовыми их не назовёшь. Из современников на ум с ходу приходит, пожалуй, только Фредерик Бегбедер. Теперь ряды мастеров слова, сменивших клавиатуру на кинохлопушку, пополнил 44-летний криминолог из Италии Донато Карризи. После недолгой юридической практики Карризи подвизался на поприще написания сценариев для телевидения и театра, а мировую известность ему принёс дебютный роман «Подсказчик», моментально ставший бестселлером. Однако для дебюта режиссёрского Карризи выбрал свой второй роман – «Девушка в тумане».
Историю поисков исчезнувшей Анны Лу зрителю подают в виде флэшбэков: инспектор Фогель спустя месяц после развязки дела вновь оказывается в Авешоте и попадает в аварию. Местная полиция отправляет его на освидетельствование к пожилому психиатру Аугусто Флоресу (Жан Рено), и полицейский начинает свой рассказ… Увы, назвать кинематографический дебют Карризи удачным не получается сразу по целому ряду причин.
Во-первых, ровным счётом ни один из главных героев не вызывает симпатии (не считая, разумеется, пропавшей девушки и её родных). Ведущий дело инспектор Фогель – напыщенный, глуповатый, тщеславный, недальновидный тип с неоправданными амбициями. Никакой дедукции, никаких «чертогов разума» – Фогель прёт напролом и, вместо того, чтобы использовать маленькие серые клеточки, задействует журналистов. И ладно бы инспектор хоть бухал, как Харри Холе, но нет же – про жизнь Фогеля вне профессии нам неизвестно вообще ничего. Его напарник – агент Борги – в сюжет и вовсе вписан, похоже, «для галочки», ибо за весь фильм произносит считанное число вразумительных реплик.
Во-вторых, само расследование оказывается на редкость пресным, неинтересным, да ещё и здорово затянутым. За два с лишним часа сюжет предлагает лишь один действительно стоящий твист, плюс ещё один предсказуемый – в самом финале. Любой зритель, не понаслышке знакомый с детективным жанром, сможет разгадать личность убийцы задолго до упивающегося звуком собственного голоса инспектора Фогеля. Обращает на себя внимание хотя бы тот факт, что, кроме перечисленных персонажей, нас не знакомят практически ни с кем из жителей Авешота. Таким образом круг подозреваемых сужается почти до неприличия…
В-третьих, назвать «Девушку в тумане» атмосферным триллером язык также не поворачивается. Это далеко не «Твин Пикс» в альпийских декорациях. Нарисовать полноценный портрет общины, добавить характерных, запоминающихся второстепенных персонажей, какие-то приметы времени и места Карризи так и не озаботился. Красивую «зимнюю» картинку ждать тоже не стоит: хотя действие ленты разворачивается под Рождество, атрибуты праздника мелькают в кадре полтора раза – и то будто бы случайно.
По ходу действия создаётся ощущение, что автор пытается проанализировать воздействие СМИ, социальных медиа и общественного мнения, способного в наши дни как разрушить репутацию человека, так и сделать его «звездой» в один момент. Однако – и это в-четвёртых – эта тема также проходит словно пунктиром и подаётся настолько в лоб, что серьёзного высказывания не получается.
В эпоху суровых скандинавских нуаров и обилия качественных британских детективов от триллера с социальным подтекстом мы вправе ждать чего-то куда более захватывающего и оформленного. К сожалению, «Девушка в тумане» не предлагает ничего нового, а при нынешнем богатстве выбора как на телеэкранах, так и на афишах кинотеатров можно найти массу схожих по жанру и идее, но куда более нетривиальных, зрелищных и остросюжетных способов провести досуг.