Похоже, английской и американской классике детектива придётся потесниться на мировой книжной и кино-арене. В последнее время в моду прочно вошли произведения, изданные и снятые в жанре скандинавского нуара (nordic noir). Почему же скандинавские детективы пользуются такой популярностью у читателей и зрителей по всему миру?

Начать стоит с истоков скандинавского мировоззрения. Скандинавы научились рассказывать суровые истории ещё в стародавние времена. Эта традиция восходит к глубокой древности, языческой культуре местности, заключённой в древнеисландских сагах. Складывавшиеся на протяжении столетий саги создавались людьми, жизнь которых была необычайно тяжёлой (один северный климат чего стоит), но в которой всегда было место вечной любви и непрерывной войне. Недаром основной предмет саги – распря, то есть набор ситуаций, предполагающих возможность освещения с позиций заинтересованных сторон. Не стоит также забывать, что литературная сага – это, прежде всего, ретроспектива, взгляд в прошлое.

Древнеисландская сентенция гласит: «сагу нужно рассказывать так, как она происходит», а именно – соблюдая ту последовательность, в которой происходили события. Разумеется, линейность развёртывания саги – иллюзия, которая поддерживается благодаря технике рассказа: читатель склонен верить, что события, о которых ему рассказали раньше, на самом деле произошли раньше. Благодаря этому любой читатель мог рассматривать сагу как послание для будущих поколений, или, на более глубинном уровне, как своеобразное предостережение. Достоверность и беспристрастность хоть и не являются постоянными величинами, но являются основополагающими основами скандинавского нуара как жанра.

Мост
Мост

Скандинавские детективные истории строятся по принципу древнеисландской саги, для которой были характерны не только линейный тип повествования, но и чёткое деление на «хорошее» и «плохое». Для современных датских, шведских, норвежских и исландских детективов преступление понимается как симптом ущербности общества и государственной политики в целом. Скандинавский нуар как бы говорит: «Если хочешь найти виновного, посмотри вокруг, а лучше – загляни в прошлое, и там найдёшь ответы на все вопросы». В глобальном смысле под таким посылом угадываются проблемы на государственном и общественном уровне, а в более предметном – отдельно взятая жизнь в контексте не слишком здорового общества.

Основоположником скандинавского нуара как жанра принято считать норвежского писателя Морица Кристофера Хансена (1794-1842), заложившего основы национальной скандинавской литературы. Хансен написал около 20 новелл, и среди них первый скандинавский психологический триллер «Сумасшедший христианин». Сам Хансен считал, что написал «криминальную историю». Следующим ярким представителем жанра можно назвать шведского писателя и журналиста Яльмара Сёдерберга (1869-1941). Его психологический роман «Доктор Глас» 1905 года написан в форме дневника лиценциата медицины Тюко Габриэля Гласа.

Дневник для Гласа – удобная и ни к чему не обязывающая форма отстранённого самонаблюдения человека, сначала планирующего преступление и вскоре совершающего его. Своим романом Сёдерберг фактически дал жизнь новому жанру скандинавского нуара, не только ставшего основой скандинавской жанровой литературы, но и получившего дальнейшее развитие в киноискусстве северных стран. Скандинавский нуар держится на двух китах: скандинавской литературе и нуара как киножанра. На сегодняшний день можно выделить три ключевых элемента жанра: язык (в литературе), герои и окружающая обстановка.

Убийство
Убийство

Ещё со времён триеровской Догмы 95, провозгласившей, что кино – «не личностное дело и не иллюзия», действие в фильмах жанра скандинавского нуара происходит здесь и сейчас. Начиная с «Торжества» (Festen) Томаса Винтерберга своеобразный стиль и язык прочно обосновались в скандинавских фильмах. Но настоящим прорывом в жанре скандинавского нуара принято считать трилогию «Миллениум» (Millenium) шведского общественного деятеля, писателя и журналиста Стига Ларссона. Книги, а затем и фильмы о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер пользовались и пользуются огромным успехом у читателей и зрителей.

К слову, Ларссон является мастером изображения социального лицемерия, преступного поведения и изъянов государственной системы. Писатель не только поднял в «Миллениуме» злободневные вопросы, но и вывел по-настоящему сильную главную героиню (в фильмах её роль играли шведка Нуми Рапас и американка Руни Мара). Лисбет Саландер вмещает в себя все стереотипы и доминанты сексуальной революции в Швеции. По мере развития сюжета, Лисбет как бы трансформируется в супермужчину и наказывает своих обидчиков, попутно разгадывая страшные семейные тайны, пытаясь не сойти с ума от собственных демонов.

Героиня Саги Норен в исполнении Софии Хелен из шведско-датского детективного телесериала «Мост» (Broen) во многом похожа на Лисбет. Сага ведёт себя как любой среднестатический мужчина: водит «порше», ест полуфабрикаты, работает 24 часа в сутки и заводит кратковременные интрижки. Плюс ко всему ей приходится расследовать хорошо подготовленные преступления, содержащие в себе жестокие послания на тему социальной несправедливости и слабости скандинавского законодательства.

Правительство
Правительство

Многие критики отмечают, что основная пара персонажей сериала Сага и её напарник Мартин заметно смахивает на дуэт Лисбет Саландер и Блумквиста из знаменитого «Миллениума». Впрочем, сериалу это ничуть не повредило. Например, кинокритик Петер Остерид пишет, что «истории не хватает реализма, но это многогранный, сложный триллер с сильной основной и интересными второстепенными сюжетными линиями». Об успехе сериала и «остроте» поднятых тем говорит тот факт, что в 2015 году выйдет уже 3-й сезон проекта.

Сюжет датского сериала «Правительство» (Borgen), шедший в эфире с 2010-го по 2013 год, строится вокруг восхождения к власти Биргитты Нюборг Кристенсен в исполнении датской актрисы Сидсе Бабетт Кнудсен, которая после громкого политического скандала неожиданно для всех, в том числе и для себя, выиграла выборы и стала первой женщиной – премьер-министром Дании. Пока Биргитта пробивается к власти, её муж берёт на себя роль «домохозяйки» и играет своеобразный «фасад», которого требует новоприобретённый статус жены. Сериал про многоходовые запутанные интриги и политические страсти снимали крепкие датские режиссёры, за плечами которых эксперименты в рамках Догмы и призы на Берлинском кинофестивале. В итоге получилась реалистичная датская драма в лучших традициях скандинавского нуара.

На заданную жанром тему и «Убийство» (Forbrydelsen), остросюжетный сериал совместного производства Дании, Швеции и Норвегии. Детектив Сара Лунд (датчанка Софи Грёбель) хочет перевестись из датской полиции и уехать с женихом жить в Швецию, но её задерживает расследование убийства девятнадцатилетней девушки. Во втором сезоне происходит примерно то же самое, только уже без жениха и при других обстоятельствах. Уже снято 3 сезона, и сериал не теряет популярности. Первый сезон отчасти перекликается с «Твин Пикс», отчасти с «Мостом» и «Правительством» как лучшими образчиками жанра.

Валландер (2008)
Валландер (2008)

Как видно из описания, сюжеты скандинавских телехитов «Мост», «Правительство» и «Убийство» объединяет главная героиня, сильная и независимая женщина-валькирия, ни в чём не уступающая окружающим её мужчинам, а местами даже превосходящая их.

На сегодняшний день производство скандинавских сериалов поставлено на поток. Их активно переснимают за рубежом в США и Великобритании, и иногда заморские поделки оказываются способны конкурировать с колоритным и убедительным оригиналом, как в случае с прославленным «Валландером» (Wallander), переснятым британским BBC с Кеннетом Брэной в главной роли (в оригинале его играл швед Кристер Хенрикссон).

Инспектор Курт Валландер из романов Хеннинга Манкелля – печальный философ и мизантроп. Он каждую ночь засыпает в кресле с бутылкой вина и редко бывает в хорошем настроении – если не сказать «никогда». Его единственный друг – полицейский судмедэксперт, жена давно ушла, дочь злится на весь свет. И всё же он практически в одиночку расследует страшные преступления на юге Швеции, зачастую рискуя собой. Если бы не фирменная скандинавская меланхолия, которой буквально пропитана жизнь Валландера, мы могли бы сказать, что полицейские детективы из Англии и США – его братья-близнецы.

Девушка с татуировкой дракона (Нуми Рапас)

Но это частности. Скандинавский нуар, безусловно, – прерогатива непосредственно скандинавов. Недаром этому жанру присуще определённое клише: харизматичный главный герой (точнее, героиня), остросоциальные вопросы, зловещие намёки, своеобразная философия, мрачноватый, холодный антураж и безупречная природа вокруг. Единение с природой – действительно отличительная черта всех скандинавских фильмов и сериалов. После прочтения пары детективных романов (скажем, книг Стига Ларссона, Ларса Кеплера или Арнальда Индридасона), действие которых развивается в одной из стран Скандинавии, начинает казаться, что всё происходящее в них идеально вписывается в ландшафт, дополняя аккуратную картинку новыми невероятными деталями.

Отсюда уверенность, что все скандинавские фильмы и сериалы, а также литература описывают по сути одни и те же события, выводят одних и тех же героев, лишь слегка меняя декорации в каждом конкретном случае. Но почему бы одному скандинавскому детективу не позаимствовать удачные типажи и приёмы из других, коль скоро такое сочетание успешно работает, а мода на скандинавские детективы не проходит?

Однажды у исполнителя главной роли в сериале «Мост» Кима Бодниа спросили о том, почему так популярен скандинавский нуар. Говорят, он пожал плечами и сказал, что мы можем называть всё это, как угодно. И действительно, то что для нас «нуар», для датчан, шведов, норвежцев, исландцев – обычная жизнь. В это довольно сложно поверить, приезжая в Стокгольм или Копенгаген или оказываясь в маленьких норвежских рыбацких деревнях. Удивительная природа, невероятная чистота, ухоженные, гостеприимные, улыбающиеся люди, готовые в любой момент прийти на помощь. А может, всё дело в том, что глядя на слишком уж «отглаженные» пейзажи, большинство скандинавов давно поняло, что подобная идиллия в нашем мире невозможна. Ведь древнеисландские саги во многом не более чем иллюзии, в которые жители северных земель так хотели поверить. Кто знает, возможно, в этом открытии и кроется международный успех и загадка скандинавского нуара.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here