Перерождение

Биолог Лина (Натали Портман) год назад потеряла мужа – Кейн (Оскар Айзек) ушёл на военное задание и не вернулся. Однако когда он загадочным образом появляется на пороге дома, это не приносит женщине облегчения – мужчина странно себя ведёт, и очень скоро ему становится плохо. Вскоре выясняется, что Кейн был членом экспедиции в Мерцание – засекреченную зону Икс, образовавшуюся на побережье США после падения на планету небольшого метеорита.

Алекс Гарленд – человек, пришедший в мир большого кино из мира литературы. Дебютный роман британца «Пляж» в 2000 году был экранизирован Дэнни Бойлом. Затем карьера Гарленда пошла по восходящей: он написал несколько новых, не менее успешных книг, получил опыт работы сценаристом и в 2014 году снял свой первый полнометражный фильм в качестве постановщика. «Из машины» впечатлил критиков и – в чуть меньшей степени – зрителей. Второй картиной англичанина стал фантастический триллер «Аннигиляция», в основу которого лёг одноимённый роман Джеффа Вандермеера.

Сеттинг «Аннигиляции» может напомнить «Сталкера», её внутреннее содержание – миры Станислава Лема (Мерцание оказывает схожее влияние на человека, что и знаменитый Океан Соляриса) и Говарда Ф. Лавкрафта (рассказ «Цвет из иных миров»). С первых минут фильм пугает (и восхищает – тоже!) своей гнетущей, тягостной атмосферой. Возвращение домой героя Айзека сбивает с ног, но это лишь начало искусной и грустной, но увлекательной повести Гарленда. Далее нам предстоит ближе познакомиться с Линой и её проблемами, приоткрыть завесу тайны над образовавшейся аномалией и отправиться вместе с героями в полное опасностей самоубийственное приключение.

Картина стилистически выверена. Сочная цветовая палитра «Аннигиляции» – выразительные и густые оттенки синего и зелёного – резко контрастирует с внутренним миром главных героев – потухшем и практически безжизненном, – а частое использование бликов в кадре вызывает непременные ассоциации с Джей Джей Абрамсом. Содержательно визуал почти не уступает самой истории – некоторые моменты требуют повторного просмотра. Только со второго или третьего раза можно обратить внимание, например, на то, как татуировка уробороса (ещё один важный символ) с руки Лины поочерёдно перемещается на руки её спутниц (сами герои этот факт упорно игнорируют), и как прямая аналогия между мутациями ДНК в зоне Икс и изменениями в личной жизни персонажей играет новыми красками в неожиданно ярком эндшпиле.

«Аннигиляция» гораздо ближе к авторскому кино, чем к массовому. Но присутствие в ней нескольких эпизодов, сделавших бы честь иному хоррору или боевику, – веский аргумент в пользу Алекса Гарленда. Его работа многовариантна, интересна с разных сторон. Это и метафизическое размышление о встрече с манящим, но неизведанным (в этой роли в ленте выступает маяк, с которым столкнулся метеорит и который является эпицентром зоны Икс), и высказывание о силе и бренности любви, и будоражащая история о борьбе с неизлечимым заболеванием, и отстранённое наблюдение за одиссеей в фатальное никуда.

Вообще, в постановке много удачных находок: визуально завораживающие метаморфозы, происходящие с отрядом Лины, минималистичная, леденящая сознание музыка Бена Салисбери (сериал «Чёрное зеркало», «Из машины») и участника группы Portishead Джоффа Барроу («Выход через сувенирную лавку», «Перестрелка»), достигающая апогея в умопомрачительной финальной сцене, отсылки к Стэнли Кубрику и работам известных художников-футуристов (Джакомо Балла, Умберто Боччони).

Смысл ленты – постоянно ускользающий и расширяющийся – в большей степени сопряжён с трансцендентными понятиями Бога и Вселенной, нежели с привычными широкому зрителю представлениями о добре и зле. Но, как ни парадоксально, библейские мотивы отодвинуты тут на задний план, тогда как главенствующее значение приобретают космоцентризм с его утончённой рефлексией, экзистенциональная психология Сартра с его прославленным «Ад – это другие» и фундаментальное философское «Кто я?».

Отточенная режиссура, удачная операторская работа – на проекте был задействован ответственный за картинку «Невидимой женщины» и «Воспоминаний о будущем», уже снимавший для Гарленда Роберт Харди – и неплохие работы актёрской группы (помимо Портман и Айзека, в фильме заняты Дженнифер Джейсон Ли, Бенедикт Вонг, Тесса Томпсон) сделали из интересной задумки и отличного сценария сильный научно-фантастический фильм, почти ни в чём не уступающий лучшим образцам жанра.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here