Товар народного потребления
Находящегося уже практически на покое легендарного летчика ВМФ США Пита Митчелла (Том Круз) приглашают обучить выпускников отряда, чтобы те справились с одним опаснейшим заданием. Среди курсантов – Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), сын погибшего товарища Пита Ника «Гуся» Брэдшоу.
Продолжения популярных фильмов оправданы тогда, когда они либо как-то развивают историю, либо вносят новые краски в уже знакомый сюжет. В случае «Топ Гана», снятого 36 лет назад, сиквел был амбициозным и одновременно рискованным мероприятием. Умение пройти по тонкой грани патриотического экшена, не скатившись в патетику, требовало особого художественного чутья.
Первая часть никогда не считалась одной из лучших работ мастера зрелищного кино Тони Скотта, но ему удалось выдержать меру во всём. В истории о бравых пилотах истребителей в правильных пропорциях имелись захватывающие воздушные сцены, мелодраматическая линия дружбы и любви, романтика профессии (кто из мальчишек не мечтал покорить небо!), а также юмор, снижавший присущий сюжету ура-патриотизм.
В те времена Том Круз зарекомендовал себя романтическим героем, так что неудивительно, что в последующие лет 10-15 ему предлагали роли, напоминавшие его Пита Митчелла по прозвищу Мэверик. Чего греха таить, что-то от этого персонажа есть и в Итане Ханте, которому Том Круз не изменяет на протяжении 26 лет.
От трио маститых сценаристов Эрена Крюгера («Дорога на Арлингтон», «Братья Гримм», «Звонок»), Кристофера МакКуорри («Подозрительные лица») и Эрика Уоррена Сингера («Афера по-американски», «Дело храбрых»), работавших над сиквелом, стоило ожидать чего-то особенного, даже гурманского, ведь авторы нестандартно мыслят. МакКуорри вообще немало работал с Томом Крузом и почти всегда весьма удачно («Грань будущего», «Миссия невыполнима» 5-8, «Джек Ричер»). Режиссёр Джозеф Косински пусть снимал в основном фантастику (включая «Обливион» с Томом Крузом), но также является специалистом по 3D-моделированию, даже преподаёт в Колумбийском университете.
Кто как не Косински должен был поразить зрителя полётами пилотов истребителей, передать опасность их профессии (ведь на много километров вниз нет ничего, кроме воздуха), но также и романтическое презрение к смерти. Поднимаясь в небо на своих машинах, они словно каждый раз испытывают себя, бросают вызов провидению и будто бы стараются скрыться от земных проблем.
Всё это присутствовало в первой части, но в продолжении нет не только романтики профессии, но и желания авторов просто рассказать осмысленную историю. При слабой режиссуре, не способной удержать внимание зрителя, становятся очевидны многочисленные штампы – например, ориентация на такие ленты об обучении «племени младого, незнакомого» матёрым волком, как «Военный ныряльщик» (2000) или «Спасатель» (2006).
Том Круз, пусть и находится в отличной физической форме накануне своего 60-летия (что даёт надежду не на один захватывающий экшен с его участием), по возрасту уже не слишком подходит для выполнения боевых заданий, поэтому его героя назначают инструктором в том самом элитном отряде пилотов «Топ Ган».
Казалось бы, вот отличный поворот сюжета – чувство вины за гибель друга, обучение его сына, который не испытывает к своему инструктору хороших чувств, обвиняя его в смерти отца.
Однако авторы преступно упускают возможность усложнить образ главного героя мучительным выбором – предпочесть ли спокойную жизнь на земле с Пенни Бенджамин (Дженнифер Коннелли в 51 год по-прежнему обаятельна), женщиной, которая его по-настоящему любит, или же снова сбежать в облака, в погоне за мечтой бороздить воздушный океан, вступать в схватку с ветром и противниками, бесконечно рисковать собой, словно испытывая себя на прочность.
Увы, романтический мотив преодоления себя откровенно теряется в массе пустых, необязательных сцен. Все эти многочисленные эпизоды посиделок пилотов «Топ Гана», их веселье и приколы быстро утомляют и навевают ощущения, что смотришь молодёжную комедию о жизнедеятельности очередных сексуально озабоченных тинэйджеров. Порой кажется, что создатели сами не знают, чем забить экранное время и из чего же соорудить сюжетную линию.
А ведь было по меньшей мере три пути: мелодраматический, зрелищный или же драматический, по которому пошли, к примеру, создатели «Военного ныряльщика», заострив противостояние двух непохожих героев. Но сложные взаимоотношения Мэверика с сыном погибшего друга никогда не приобретают драматическую остроту, а скорее напоминают телемыло, когда много пустого сотрясения воздуха и почти отсутствует подлинная драма и глубина.
Особенно печально вспоминать, что постановщик Джозеф Косински пятью годами ранее снял драматический фильм о команде пожарных «Дело храбрых», пополнив копилку остросюжетных «огненных» драм а-ля «Обратная тяга» ещё одним достойным экземпляром.
Вот и «Топ Ган: Мэверик» служит лишним свидетельством того, что после смерти Тони Скотта, начинавшего работу над сиквелом в 2012 году, авторы так и не придумали никакого нового поворота, а попытались выйти из положения, пригласив побольше звёзд и заручившись поддержкой чилийского оператора Клаудио Миранды, лауреата «Оскара» за «Жизнь Пи». Но он так и не смог передать кинетику воздушных боёв или просто полётов высоко под облаками, так что даже какой-нибудь «Стелс» (2005) вспоминается как образец красоты воздушных сцен.
А всё дело в том, что не хватает того самого ощущения опасности. Зрителю сложно представить себя на месте пилота, сидящего в летящем высоко в небесах истребителе, где любая ошибка или случайная неисправность приведёт героя не к вручению медали за героизм при выполнении миссии, а к быстрой встрече с богом.
Том Круз молодец, что сам сидел за штурвалом, имея большой лётный опыт, однако в картине недостает драматургии воздушных сцен. Где же та самая зрелищность, которой так славятся блокбастеры из Голливуда? Сняты воздушные эпизоды без огонька, словно в рамках трудовой повинности. Возможно, этим объясняется малое количество таких сцен, в то время как тот же «Стелс» по большому счёту из воздушных приключений героев и состоит.
Кассовые сборы сиквела, конечно, неплохи, как и рейтинги критиков и зрителей. Но кто сказал, что следует прислушиваться к мнению толпы, для которой хорошо всё то, что не напрягает мозг и расслабляет тело? А вот многочисленные восторги кинокритиков непонятны – рецензенты много пишут о Томе Крузе, но мало о самом фильме, кроме общих фраз. Крутой экшен, лихо закрученный сюжет, эмоциональная история – похоже на работу генератора текста, а не живых людей.
И, как ни забавно, порой опусы критиков, рекламирующих эту постановку, сделаны с куда большей выдумкой, иронично и даже лихо, нежели сам «Топ Ган: Мэверик». Нет, фильм не плох – просто стерильный, как похожие друг на друга клоны из «Звёздных войн» или же товары народного потребления. Возможно, отсутствие выхода за шаблоны и есть главный маркер современного мейнстрима. Пипл хавает, бюджет отбивается, съёмочная группа при деле. Но кто вспомнит этот «Топ Ган» через год?