Неудобная правда
30 октября 2015 года в Румынии случилась трагедия, заставившая вспомнить аналогичный приснопамятный случай в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». В клубе «Коллектив» вспыхнул пожар, в результате чего 27 человек погибли на месте, а еще 180 получили ожоги. Но общественность взволновал даже не этот факт, а то, что в течение нескольких последующих месяцев жертвы огня продолжали умирать в больницах, и отнюдь не от полученных травм.
Журналистское расследование прояснило ситуацию: оказывается, дезинфицирующие средства, используемые в государственных больницах, были разбавлены. Дальнейшие попытки изучить причины столь халатного отношения к здоровью граждан лишь доказали, что подобный случай – только верхушка айсберга и является одним из проявлений чудовищной коррупционной системы, насквозь пронизавшей все руководящие структуры государства.
«Коллектив», ставший документальной сенсацией и удостоившийся двух номинаций на «Оскар» (включая категории «Лучший документальный фильм» и «Лучший международный фильм»), на первый взгляд выглядит обманчиво скромным и аскетичным журналистским расследованием: он представляет собой подборки интервью с реальными политиками и журналистами, умозаключения и размышления вслух. Но по мере всё большего раскрытия преступлений в высших кругах понимаешь, насколько эта выдающаяся работа (далёкая от истории Эрин Брокович и её феноменальных побед) – важное и сильное высказывание.
Режиссёр Александр Нанэу изящно тасует фрагменты рабочих будней не только смелого журналиста-обличителя Кэтэлина Толонтана и его команды, но и главы Минздрава Румынии Влада Войкулеску, приправляя их жутковатыми кадрами из жизни одной выжившей девушки, обезображенной ожогами, однако принимающей участие в общественной жизни и экспрессивных фотосессиях. Этим он достигает максимальной вовлечённости зрителя в процесс: одновременно показывает невидимую для глаз простых обывателей кухню «четвёртой власти», апеллирует к гуманистическим началам аудитории и страстно желает достучаться до людских умов, пробудить их от зомбированного сна.
Всё это окончательно собирается в единую композицию и достигает максимального эффекта на самых последних кадрах, где мы становится свидетелями не только тотального равнодушия членов правительства и лиц из управленческого аппарата, но и страшной мутации в душах самих людей, когда патологическое влияние сверху самым непостижимым образом меняет общество к худшему.
Как заявляет одна из участниц действия, врач, не сумевшая мириться с кошмарными условиями в больнице и предоставившая журналистам видеозапись, на которой видно, как в голове еле живого пациента копошатся черви: «Мы больше не люди. Деньги заменили всё».
Тем самым проблематика, затронутая в «Коллективе», легко накладывается на любую страну со схожей ситуацией, поддерживаемой вдобавок пропагандистскими СМИ, о чём кратко и максимально образно говорит Толонтан: «Когда пресса служит власти, власть перестаёт служить народу».
А что больше всего пугает в этом портрете государства, универсально ложащимся на любую диктаторскую и коррупционную схему – пассивное состояние самого общества, настолько вросшего в Систему, его воспитавшую, что не желает ничего менять, как бы плохо с ним ни обращались. И только наличие определённого процента людей, которых ещё беспокоят не собственные выгода и комфорт, а благополучие сограждан и будущее страны, даёт хоть какую-то надежду на потенциальный прогресс.