Товар народного потребления

Находящегося уже практически на покое легендарного летчика ВМФ США Пита Митчелла (Том Круз) приглашают обучить выпускников отряда, чтобы те справились с одним опаснейшим заданием. Среди курсантов – Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), сын погибшего товарища Пита Ника «Гуся» Брэдшоу.

Продолжения популярных фильмов оправданы тогда, когда они либо как-то развивают историю, либо вносят новые краски в уже знакомый сюжет. В случае «Топ Гана», снятого 36 лет назад, сиквел был амбициозным и одновременно рискованным мероприятием. Умение пройти по тонкой грани патриотического экшена, не скатившись в патетику, требовало особого художественного чутья.

Первая часть никогда не считалась одной из лучших работ мастера зрелищного кино Тони Скотта, но ему удалось выдержать меру во всём. В истории о бравых пилотах истребителей в правильных пропорциях имелись захватывающие воздушные сцены, мелодраматическая линия дружбы и любви, романтика профессии (кто из мальчишек не мечтал покорить небо!), а также юмор, снижавший присущий сюжету ура-патриотизм.

В те времена Том Круз зарекомендовал себя романтическим героем, так что неудивительно, что в последующие лет 10-15 ему предлагали роли, напоминавшие его Пита Митчелла по прозвищу Мэверик. Чего греха таить, что-то от этого персонажа есть и в Итане Ханте, которому Том Круз не изменяет на протяжении 26 лет.

От трио маститых сценаристов Эрена Крюгера («Дорога на Арлингтон», «Братья Гримм», «Звонок»), Кристофера МакКуорри («Подозрительные лица») и Эрика Уоррена Сингера («Афера по-американски», «Дело храбрых»), работавших над сиквелом, стоило ожидать чего-то особенного, даже гурманского, ведь авторы нестандартно мыслят. МакКуорри вообще немало работал с Томом Крузом и почти всегда весьма удачно («Грань будущего», «Миссия невыполнима» 5-8, «Джек Ричер»). Режиссёр Джозеф Косински пусть снимал в основном фантастику (включая «Обливион» с Томом Крузом), но также является специалистом по 3D-моделированию, даже преподаёт в Колумбийском университете.

Кто как не Косински должен был поразить зрителя полётами пилотов истребителей, передать опасность их профессии (ведь на много километров вниз нет ничего, кроме воздуха), но также и романтическое презрение к смерти. Поднимаясь в небо на своих машинах, они словно каждый раз испытывают себя, бросают вызов провидению и будто бы стараются скрыться от земных проблем.

Всё это присутствовало в первой части, но в продолжении нет не только романтики профессии, но и желания авторов просто рассказать осмысленную историю. При слабой режиссуре, не способной удержать внимание зрителя, становятся очевидны многочисленные штампы – например, ориентация на такие ленты об обучении «племени младого, незнакомого» матёрым волком, как «Военный ныряльщик» (2000) или «Спасатель» (2006).

Том Круз, пусть и находится в отличной физической форме накануне своего 60-летия (что даёт надежду не на один захватывающий экшен с его участием), по возрасту уже не слишком подходит для выполнения боевых заданий, поэтому его героя назначают инструктором в том самом элитном отряде пилотов «Топ Ган».

Казалось бы, вот отличный поворот сюжета – чувство вины за гибель друга, обучение его сына, который не испытывает к своему инструктору хороших чувств, обвиняя его в смерти отца.

Однако авторы преступно упускают возможность усложнить образ главного героя мучительным выбором – предпочесть ли спокойную жизнь на земле с Пенни Бенджамин (Дженнифер Коннелли в 51 год по-прежнему обаятельна), женщиной, которая его по-настоящему любит, или же снова сбежать в облака, в погоне за мечтой бороздить воздушный океан, вступать в схватку с ветром и противниками, бесконечно рисковать собой, словно испытывая себя на прочность.

Увы, романтический мотив преодоления себя откровенно теряется в массе пустых, необязательных сцен. Все эти многочисленные эпизоды посиделок пилотов «Топ Гана», их веселье и приколы быстро утомляют и навевают ощущения, что смотришь молодёжную комедию о жизнедеятельности очередных сексуально озабоченных тинэйджеров. Порой кажется, что создатели сами не знают, чем забить экранное время и из чего же соорудить сюжетную линию.

А ведь было по меньшей мере три пути: мелодраматический, зрелищный или же драматический, по которому пошли, к примеру, создатели «Военного ныряльщика», заострив противостояние двух непохожих героев. Но сложные взаимоотношения Мэверика с сыном погибшего друга никогда не приобретают драматическую остроту, а скорее напоминают телемыло, когда много пустого сотрясения воздуха и почти отсутствует подлинная драма и глубина.

Особенно печально вспоминать, что постановщик Джозеф Косински пятью годами ранее снял драматический фильм о команде пожарных «Дело храбрых», пополнив копилку остросюжетных «огненных» драм а-ля «Обратная тяга» ещё одним достойным экземпляром.

Вот и «Топ Ган: Мэверик» служит лишним свидетельством того, что после смерти Тони Скотта, начинавшего работу над сиквелом в 2012 году, авторы так и не придумали никакого нового поворота, а попытались выйти из положения, пригласив побольше звёзд и заручившись поддержкой чилийского оператора Клаудио Миранды, лауреата «Оскара» за «Жизнь Пи». Но он так и не смог передать кинетику воздушных боёв или просто полётов высоко под облаками, так что даже какой-нибудь «Стелс» (2005) вспоминается как образец красоты воздушных сцен.

А всё дело в том, что не хватает того самого ощущения опасности. Зрителю сложно представить себя на месте пилота, сидящего в летящем высоко в небесах истребителе, где любая ошибка или случайная неисправность приведёт героя не к вручению медали за героизм при выполнении миссии, а к быстрой встрече с богом.

Том Круз молодец, что сам сидел за штурвалом, имея большой лётный опыт, однако в картине недостает драматургии воздушных сцен. Где же та самая зрелищность, которой так славятся блокбастеры из Голливуда? Сняты воздушные эпизоды без огонька, словно в рамках трудовой повинности. Возможно, этим объясняется малое количество таких сцен, в то время как тот же «Стелс» по большому счёту из воздушных приключений героев и состоит.

Кассовые сборы сиквела, конечно, неплохи, как и рейтинги критиков и зрителей. Но кто сказал, что следует прислушиваться к мнению толпы, для которой хорошо всё то, что не напрягает мозг и расслабляет тело? А вот многочисленные восторги кинокритиков непонятны – рецензенты много пишут о Томе Крузе, но мало о самом фильме, кроме общих фраз. Крутой экшен, лихо закрученный сюжет, эмоциональная история – похоже на работу генератора текста, а не живых людей.

И, как ни забавно, порой опусы критиков, рекламирующих эту постановку, сделаны с куда большей выдумкой, иронично и даже лихо, нежели сам «Топ Ган: Мэверик». Нет, фильм не плох – просто стерильный, как похожие друг на друга клоны из «Звёздных войн» или же товары народного потребления. Возможно, отсутствие выхода за шаблоны и есть главный маркер современного мейнстрима. Пипл хавает, бюджет отбивается, съёмочная группа при деле. Но кто вспомнит этот «Топ Ган» через год?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here