Стивен Кинг относится к тому разряду писателей, чьи произведения обильно экранизируются, вот только в формате кино зачастую выглядят, мягко говоря, не лучшим образом. Отчасти это можно объяснить тем, что Кинг, в отличие от большинства современных беллетристов, сочиняет без оглядки на возможную экранизацию своего детища. Потому вся прелесть его лучших книг заключается в отменных описательных приёмах, глубокой проработке характеров и психологизме, которые весьма трудно перевести на визуальный язык кино. Из-за этого похвалы от критиков удостаиваются в основном киноверсии его драматических произведений, хотя случаются и исключения («Кэрри», «Сияние», «Мгла»). К числу несомненных удач относится и триллер «Мизери», сделавший звездой актрису Кэти Бейтс и принесший ей «Оскар» и «Золотой глобус».
Идея романа пришла к Стивену Кингу, как он сам утверждает, во сне, причём в тот период, когда он страдал от наркомании и алкоголизма. Кингу приснился писатель, которого взяла в плен сумасшедшая фанатка, живущая со свинкой по имени Мизери, что переводится как Страдание (Кинг говорил, что это слово наилучшим образом отражало его состояние на тот момент). После выхода книгу ждал успех, а тема писательской проблематики прочно вошла в творчество Кинга, поэтому экранизация была лишь вопросом времени.
Планы по перенесению романа на экран вынашивала независимая студия Nelson Entertainment, раздобывшая для этой цели 20 миллионов долларов и пригласившая в качестве режиссёра Роба Райнера. Постановщик уже имел опыт по экранизации Короля Ужасов, сняв в 1986 году очень успешную у критиков и зрителей драму «Останься со мной», основанную на романе «Тело». Сценарную работу доверили двукратному лауреату «Оскара» Уильяму Голдману («Вся президентская рать», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»), который решил снизить градус хоррора и психопатии, наполнявших роман. Сам Райнер говорил, что хотел сконцентрироваться именно на «шахматной партии» между писателем и его поклонницей. В итоге было решено сдвинуть стрелки в сторону психологического триллера с хичкоковскими приёмами.
Вопрос кастинга, как это часто бывает с экранизациями, был делом нелёгким. Первоначально роль писателя Пола Шелдона (персонаж был создан как отсылка к знаменитому писателю Сидни Шелдону) была предложена Джеку Николсону, но у того на всю жизнь остались столь незабываемые впечатления от адской работы над «Сиянием», что актёр наотрез отказался играть в ещё одном фильме по Стивену Кингу. Список остальных кандидатов на роль Шелдона буквально светился от количества звёзд – эту партию предлагали Алю Пачино, Дастину Хоффману, Майклу Дагласу, Харрисону Форду, Роберту Де Ниро, Уоррену Битти, Роберту Редфорду, Джину Хэкману, Ричарду Дрейфуссу, Кевину Клайну и Уильяму Херту, но раз за разом создатели получали отказ. Именитые актёры смекнули, что роль прикованного к кровати писателя совершенно невыигрышна по сравнению с персонажем Энни Уилкс, и не желали оставаться «второй скрипкой». Уоррен Битти даже заявил, что сцена, в которой Энни ломает ноги Полу, «делает из него неудачника до самого конца фильма», и в итоге роль отошла менее капризному Джеймсу Каану.
Что касается женской роли, здесь авторам картины повезло, хоть и не сразу – первой кандидаткой была Анжелика Хьюстон. Актриса заинтересовалась проектом и готова была дать согласие, но в итоге отказалась, так как уже подписалась на фильм Стивена Фрирза «Кидалы». Вакантное место было предложено (как бы странно это сейчас ни звучало) комедийной актрисе Бетт Мидлер, которую, видимо, сочли достаточно психопатичной для образа Энни Уилкс, но она благоразумно отклонила это предложение. И только после этого отказа агенты по кастингу нашли Кэти Бейтс, фильмография которой до той поры не могла похвастаться особо значимыми проектами. Актриса в итоге действительно переиграла своего более именитого партнёра: она создала блестящий образ не просто маниакальной психопатки, а куда более глубокий портрет несчастной женщины, понимающей всю бесперспективность своей судьбы, находящей счастье в выдуманном мире прекрасной Мизери, и которая не в силах контролировать свой гнев и прочие отрицательные эмоции.
В фильм были добавлены и новые персонажи – отсутствующие в романе шериф Бакстер и его жена Вирджиния (сыгранные Ричардом Фарнусортом и Фрэнсис Стернхаген соответственно) появились здесь не только для того, чтобы разрядить мрачную обстановку, но и выступить своего рода антиподами во взаимоотношениях Пола и Энни.
Менее «хорроровое» прочтение книги заставило создателей отказаться и от кровавых сцен. Таким образом, Роб Райнер очень расстроил Кэти Бейтс, сказав ей, что из сюжета будет вырезана сцена, в которой Энни Уилкс убивает газонокосилкой полицейского. Обожающая похулиганить Кэти очень хотела это сыграть, но режиссёр мудро сообразил, что данный эпизод будет не только выбиваться из общей стилистики, но и может вызвать непроизвольный смех у зрителей, чего никак не хотелось. Камнем преткновения между постановщиком и продюсерами стала также сцена, в которой Энни отрубает ступни Полу, дабы он не смог сбежать из дома. Именно этот момент очень нравился сценаристу Уильяму Голдману, поскольку создавал поистине шокирующее впечатление, но продюсеры также сочли его слишком кровавым и приказали убрать. Голдман наотрез отказался это делать, но в итоге согласие со студией было достигнуто – сценарист заменил топор на кувалду, и Энни не отрубала ноги Полу, а просто ломала, хотя градус жути от этого нисколько не снизился.
Не обошлось в «Мизери» и без аллюзий на другие работы как Кинга, так и Райнера: фраза о «парне, который сошёл с ума в близлежащем отеле» – отсылка к сюжету романа Короля Ужасов «Сияние». Фигурировавший в «Сиянии» отель «Оверлук» можно увидеть на одной из фотографий в альбоме Энни, а на полке в магазине мелькает кассета с предыдущим фильмом Райнера – «Когда Гарри встретил Салли».
Картину ждал большой успех – бюджет окупился три раза, только в США фильм заработал свыше 60 миллионов долларов (он даже попал в отечественный кинопрокат в начале 90-х под названием «Заложник Мизери»), а Кэти Бейтс до сих пор является единственной актрисой, удостоенной премии «Оскар» за роль в экранизации Стивена Кинга. Сам писатель сказал, что фильм ему в целом понравился, хотя он был разочарован очевидной упрощённостью сюжета. В романе Кинг посвятил огромное количество времени внутреннему миру Пола Шелдона, писал об охватывающем его отчаянии и множестве психологических нюансов. О картине он сказал следующее: «Роман во многом о том, как писатель может выжить, укрываясь в своём воображении, как в пещере. В фильме эта тема вообще не представлена, поэтому он выглядит как 12-цилиндровая машина, в которой работают только 9 цилиндров».
В любом случае, актёрскую работу Кэти Бейтс, с которой Кинг познакомился на съёмках, писатель не только превозносил до небес, но и полностью посвятил ей свой следующий роман, «Долорес Клэйборн», заявив, что в его экранизации он видит исключительно Кэти. Так оно и случилось – актриса не только не подвела писателя, бесподобно сыграв роль избитой жизнью домохозяйки, но и сам фильм получился великолепным (увы, относительно «Долорес Клэйборн» Киноакадемия допустит непростительную ошибку, полностью проигнорировав картину). Уильям Голдман впоследствии тоже адаптирует для кино два романа писателя – мистическую драму «Сердца в Атлантиде» (2001) и фантастический хоррор «Ловец снов» (2003), но этим фильмам уже не будет суждено стать хитами и задержаться в истории кино.