На границе между СССР и США
2015-й год вышел невероятно урожайным в плане шпионских фильмов: сначала Мэттью Вон выстрелил хулиганским «Kingsman: Серкетная служба», потом была комедия Пола Фига «Шпион», после Том Круз в пятый раз выполнил невыполнимую миссию, затем эстафету принял Гай Ричи с ретро-стилистикой в «Агентах А.Н.К.Л.», а в этом месяце вышла новая часть бондианы – «Спектр». И где-то среди этого пиршества перестрелок, взрывов и погонь затесался триллер в духе романов Джона ЛеКарре – новый фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост».
Название отсылает нас к Глиникскому мосту, где проходила граница между ФРГ и ГДР и производились обмены арестованными шпионами между США и СССР. Фильм, в свою очередь, основан на реальных событиях и расскажет историю первого подобного обмена, в центре которого оказывается американский адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс).
События картины начнут свой отсчёт с 1957 года, когда в США арестовывают советского разведчика Рудольфа Абеля и на его защиту встаёт Донован, искренне убеждённый в праве каждого на защиту. После этого фильм перенесётся в 1960-й, когда СССР сбил американский самолёт-шпион и приговорил его пилота Фрэнсиса Пауэрса к 10 годам заключения. И, судя по тому, как фильм себя позиционирует, его сюжет будет в основном сосредоточен на событиях 1962 года, когда и произошли переговоры между враждующими странами на предмет обмена этих двух шпионов.
В общем, «Шпионский мост» обещает быть неторопливым, но захватывающим и держащим в напряжении триллером про Холодную войну. Такой позитивный прогноз позволяет сделать команда талантливейших людей, работавших над его созданием.
Стивен Спилберг иногда может быть излишне сентиментальным (см. «Искусственный интеллект», «Боевой конь» и т.д.) и чаще всего отдаёт предпочтение крупнобюджетным студийным фильмам (постановщик отложил съёмки драмы «Мюнхен», чтобы втиснуться в рабочий график Тома Круза и сделать с ним «Войну миров»), но, несмотря на это, он – настоящая легенда мирового кинематографа. Ну а наличие Тома Хэнкса в главной роли заставляет практически полностью увериться в успехе картины: актёр работал со Спилбергом уже три раза («Спасти рядового Райана», «Поймай меня, если сможешь» и «Терминал»), и каждый из фильмов выходил по-своему незабываемым.
Но если дуэт Спилберг-Хэнкс является залогом качества, то наличие дуэта братьев Коэнов, которые дорабатывали сценарий Мэтта Чармана, вызывает небольшое сомнение. Дело в том, что у Коэнов сценарии получаются хорошими как правило только к собственным фильмам. Если же они пытаются писать для других режиссёров, то получается либо обескураживающе глупый «Гамбит» с Колином Фертом, либо претенциозный байопик Анджелины Жоли «Несломленный». Но будем надеяться, что «Шпионский мост» станет исключением из правил.
А вот что действительно настораживает в новом режиссёрском проекте Стивена Спилберга, так это то, что если в американских фильмах фигурируют русские – всё это рискует скатиться до так называемой развесистой клюквы. Но, скорее всего, создателям удалось избежать этого: главный герой активно отстаивает права Рудольфа Абеля, хоть и ловит на себе осуждающие и презрительные взгляды своих сограждан; да и сама шпионская тематика фильма не подразумевает разделение на чёрное и белое – в Холодной войне так же трудно определить победителя, как и найти правых и виноватых. Хотя стоит учесть, что в последний раз, когда Спилберг показывал на экране русских, это был «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа», и фильм вышел, мягко говоря, неоднозначным.
Западные критики почти единогласно остались в восторге от «Шпионского моста», отмечая консервативность в подаче этой шпионской истории, игру Тома Хэнкса и, как всегда, крепкую режиссуру Спилберга. Так что, «Шпионский мост» – один из самых ожидаемых фильмов года – имеет все шансы стать одним из лучших фильмов года.
«Шпионский мост» выходит в прокат 3 декабря.
[box border=»full»]